Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога

Содержание

Лучшее направление для начинающих: йога Айенгара для тщательного освоения асан

Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога

Йога Айенгара была названа в честь Б.К.С.Айенгара, успешно доказавшего взаимосвязь между умом и телом через концентрацию внимания при растяжении определенных мышц. Это направление основано на использовании принципов Хатха-йоги.

Для самостоятельного изучения вопроса необходимо ознакомиться с трудами автора йоги Б.К.С Айенгара. Важно понять, что даже простые асаны выполняются не только за счет физической нагрузки. Нужно стремиться к единению ума, тела и души.

Что это такое?

Б.К.С. Айенгар

Главные принципы этого направления подробно описаны в книге автора «Пояснения йоги», в которой особое внимание уделяется положению тела. Для правильного выполнения всех поз необходимо полностью расслабиться. Йога Айенгара ориентирована на разные уровни подготовки учеников. Можно заниматься по упрощенной программе или по сложной, предназначенной мастерам йоги.

Во время упражнений используются различные подручные средства, которые позволяют снизить нагрузку на мышцы и достичь большего эффекта за счет максимально расслабленного состояния тела.

В качестве вспомогательных элементов можно воспользоваться:

  • кирпичами;
  • деревянными брусьями;
  • ремнями;
  • стульями;
  • одеялами;
  • подушками;
  • валиками.

Доступность этих предметов позволяет осваивать базовые упражнения по методу Айенгара даже начинающим.

Особенности в практике

Благодаря Айенгару были систематизированы основные позы йоги по следующим направлениям:

  • строение тела человека;
  • движения с учетом анатомических особенностей;
  • воздействие асан на физическое и психическое состояние.

Руководствуясь этими характеристиками, все асаны были разделены на десять категорий:

  1. Упражнения в положении стоя.
  2. Наклоны вперед с проработкой мышц спины и поясничного отдела, оказывающие успокаивающее воздействие на психику.
  3. Позы из лежачего и сидячего положения.
  4. Позы, выполняющиеся в перевернутом состоянии. Они помогают расслабить тело, снять эмоциональное напряжение после трудового дня.
  5. Позы, тонизирующие мышцы живота и внутренние органы. Большинство из них выполняются подниманием ног вверх или удерживание их на весу из положения стоя или сидя.
  6. Растягивающие позвоночник позы с использованием метода скручивания. Имеют важное значение. При правильном выполнении помогают вылечить многие заболевания позвоночника.
  7. Наклоны назад и прогибы. Служат дополнением к наклонам вперед, оказывают тонизирующее воздействие на организм.

8, 9 и 10 разделы включают в себя более специфичную практику, например, позы с применением веревки в качестве дополнительного элемента и асаны для беременных.

Справка! В Айенгара йоге внимание уделяется не только классификации асан, но и комплексным занятиям с применением мудр, пранаям и медитаций (дхьяне).

Асаны

Начинающим в первую очередь лучше приступить к освоению простых базовых асан.

К таким позам можно отнести:

  • Врикшасану для проработки мышц ног, равновесия и устойчивости;
  • Вирабхадрасану 1 для борьбы с накопленным жиром в области бедер, ягодиц, а также для придания гибкости позвоночнику, плечевому и шейному отделам;
  • Вирабхадрасану2, которая помогает избавиться от судорог и способствует повышению работоспособности всех брюшных органов;
  • Уттхита Триконасану для раскрытия грудной клетки, проработки мышц ног и уменьшения болевых ощущений в области спины и шеи;
  • Уттхита Паршваконасану для укрепления мышц ног, избавления от суставной боли, раскрытия грудной клетки, эффективной борьбы с жировыми накоплениями в области талии и для улучшения работы ЖКТ;
  • Тадасану для равномерного распределения веса тела на обе ступни в качестве профилактики сколиоза;
  • Паршваттанасану для лечения искривлений позвоночника (сутулости), развития его гибкости и коррекции работы всех органов внутри тела;
  • Саламба Сарвангасану для лечения заболеваний щитовидной железы, бронхита, астмы, а также для устранения головных болей и успокоения нервной системы; помогает избавиться от запоров и способствует лечению женских заболеваний;
  • Шавасану для расслабления и восстановления сил.

Справка! В данном направлении йоги используются принципы оздоровительной духовной практики, которая доступна для освоения любым человеком. Даже если есть незначительные проблемы со здоровьем или при слабой физической подготовке, рекомендуется начать изучение йоги с Айенгары.

Польза и вред

Существенных противопоказаний для этого направления йоги нет.

Допускается выполнять упражнения людям с нарушениями позвоночника, эндокринной системы, слабым иммунитетом и многими другими заболеваниями, которые протекают не в острой стадии.

Если какое-либо упражнение кажется сложным или пока недопустимо для изучения, то тренер сможет подобрать другую подходящую по эффективности асану.

Женщинам не следует выполнять перевернутые позы в дни менструации.

Кроме того, всем практикующим важно соблюдать следующие рекомендации, чтобы не навредить своему организму:

  • упражнения нужно делать очень аккуратно, не допуская излишнего напряжения мышц;
  • до занятия следует хорошо размяться;
  • не нужно выполнять асаны на пределе своих возможностей, лучше соблюдать благоразумность, контролировать продолжительность занятия и свое состояние здоровья.

Регулярная практика оказывает положительный эффект на организм в целом. Повышает гибкость тела и укрепляет мышцы. Стимулирует и нормализует дыхательный цикл. Улучшает состояние здоровья людей, страдающих астмой.

  Укрепляет легкие. Формирует правильную осанку и выпрямляет позвоночник. Повышает стрессоустойчивость и расслабляет. Укрепляет общее здоровье. Помогает справиться с нарушениями сна.

Замедляет процессы старения.

Важно! Перед занятием необходимо сообщить тренеру об имеющихся хронических болезнях и травмах. На основе полученной информации он сможет подготовить индивидуальную программу занятий.

Для начинающих

Новичкам это направление йоги очень подходит по нескольким причинам. Принцип выполнения каждой асаны базируется на четком построении позы. Так проще понять, как работает тело во время упражнения. Большое значение имеет контроль над своим сознанием.

Студийные занятия проходят с учетом нескольких ступеней. Таким образом, новичок сможет осваивать упражнения, продвигаясь от самых простых к усложненным. Ежедневные занятия лучше дополнять пранаямами и медитативной практикой. В условиях домашнего освоения йоги можно воспользоваться подручными вспомогательными элементами (стулом, подушкой, валиком и т. д.).

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Следует внимательно отнестись к противопоказаниям. Их немного, но перед занятием лучше проконсультироваться с опытным наставником. Не нужно приступать к упражнениям с повышенной температурой, простудой и болезнями в острой стадии.

Женщинам необходимо учитывать ограничения во время менструации и беременности.

Для женщин

Автор методики Айенгар около 70 лет изучал и преподавал основы этого направления йоги. Он передал знания по наследству своим детям. Благодаря Гите Айенгар работа была продолжена и опубликована «Йога для женщин». В ней систематизированы знания отца и собственные наработки в этой области. Она уделила повышенное внимание йоге для женщин, выделив ее в особую категорию.

Очень многое Гита пережила на своем опыте. Она улучшила при помощи йоги состояние здоровья и вместе с отцом смогла сделать полученные знания доступными для всех желающих.

Регулярная практика помогла Айенгару прожить до 96 лет, сохраняя бодрость и активность.

Его знания и опыт были по достоинству оценены в родной Индии и во всем мире. Интересно, что даже бельгийская королева воспользовалась его услугами в качестве учителя йоги. Хотя, в то время ей уже исполнилось 84 года. Их общение продлилось около 8 лет.

Учение Айенгара помогло восстановить здоровье многим людям. Благодаря ежедневным упражнениям улучшается физическое и психическое состояние человека. Жизнь становится более гармоничной и уравновешенной.

Подборка видео

Вы можете начать смотреть уроки в домашних условиях и практиковать. -уроки для начинающих:

Для беременных:

Для женского здоровья:

Для кого подходит?

Этот вид йоги не имеет серьезных противопоказаний и рекомендован для освоения практически всем.

Особенно полезными упражнения будут для людей:

  • с ослабленным иммунитетом;
  • с проблемами со здоровьем;
  • не практиковавшими йогу до этого;
  • с плохой физической подготовкой и слабой растяжкой.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 Комментария

Источник: https://miryogi.com/znaniya/vidy-yogi/yoga-ayengara.html

Йога Айенгара

Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога
Показать расписание

Мы приглашаем всех желающих на занятия йогой Айенгара в центр Прана. Опытные преподаватели йоги Айенгара; комфортные, современные залы; удобное расписание; вегетарианский бар и массажные кабинеты. Ждем Вас в нашем центре. 

Особенности йоги Айенгара

Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал уникальный метод обучения, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных.

Он объяснил, подкрепив примерами все традиционные аспекты йоги, заново открыл, систематизировал целый ряд асан и методов дыхания, провел обширные исследования терапевтических эффектов. Б.К.С. Айенгар учил йоге более шестидесяти лет. До сегодняшних дней его метод продолжает развиваться и углубляться.

Основа метода – глубокая и тонкая работе в позе. Практика асан является статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы, клетки, эмоциональное состояние, ум.

В процессе практики, тело становится не только сильным и гибким, но также более симметричным, ровным. Понятия ровности или выравнивания являются ключевыми в йоге Айенгара.

Согласно методу, очень важно соблюдать принцип постепенного развития практики. Перехода от простых к более сложным упражнениям по мере того, как тело вместе с сознанием становятся готовым к их выполнению.

На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные асаны, потому что организм еще не обладает необходимой силой, а ум недостаточно сконцентрирован. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, которые занимают особое место.

Их можно без преувеличения считать фундаментом метода.

Как уже было сказано выше, только правильно выполняемые упражнения дают желаемый результат.

Придать телу правильное положение, которое затем нужно сохранить в течение определенного периода времени, может далеко не каждый.

Поначалу это вызывает проблемы даже у здоровых людей: к сожалению, наш малоподвижный образ жизни не способствует поддержанию хорошей физической формы, делая тело жестким, зажатым и слабым.

Поэтому важной особенностью метода является использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней, веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве.

Благодаря им, организм получает опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Большой выбор материалов и практически безграничные возможности их сочетания позволяют учитывать индивидуальные особенности строения человеческого организма, степень его подготовленности.

В соответствии с этим, подбирается уровень нагрузки, обеспечивается правильное ее распределение.

Детальная работа и индивидуальный подход дают возможность заниматься йогой всем желающим, сделать практику каждого оптимальной. Регулярная и правильная практика способствует достижению самых разных целей от улучшения состояния здоровья и внешности до гармоничного развития личности в целом.

Ознакомительный класс

Этот класс предназначен для людей, которые никогда раньше не занимались йогой по методу Айенгара. С самого первого занятия Вы начнете осваивать асаны, узнаете не только о том, чем является йога, но и об особенностях метода, научитесь пользоваться всевозможными подсобными материалами и наблюдать за своим телом.

В этом классе преподаватели ответят на Ваши вопросы, подробно объяснят, как выполнять позы. Часть информации, которую Вы получите, дается только тут.

Основная программа  рассчитана на месяц. Это четрые-пять занятий, которые нужно посещать раз в неделю (содержание занятий изменяется от недели к неделе). Постарайтесь посетить все занятия, однако, если по какой-либо причине Вы пропускаете часть занятий, обязательно посетите четвертое – на нем осваиваются перевернутые позы (Сарвангасана – стойка на плечах и Халасана).

Класс начальный 1

В этот класс приходят сразу после ознакомительного. Здесь осваивают базовую программу. Основное внимание уделяется позам стоя, которые делают тело сильнее, пластичнее и готовят его к выполнению более сложных асан.

Кроме того, в Начальном 1 выполняются упражнения на укрепление спины и конечностей, растяжение ног, осваиваются такие перевернутые позы, как Сарвангасана (стойка на плечах), Халасана. Их выполнение способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы. Роль перевернутых поз в йоге настолько важна, что без них практика является неполной.

Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики. В среднем, если человек занимается 2-3 раза в неделю, он может перейти на другой уровень после года занятий.

Надежным показателем являются перевернутые асаны: если Вы уверенно чувствуете себя в Сарвангасане и можете простоять в ней около 5 минут, без труда находитесь в Халасане 2-3 минуты, попробуйте свои силы в Начальном 2.

Класс начальный 1-2

Этот класс помогает тем, кто освоил программу предыдущего уровня, постепенно перейти к программе класса Начальный 2.

Сложность занятий зависит от уровня подготовленности учеников. Преподаватель каждый раз смотрит на состав группы и в зависимости от этого подбирает программу.

Если в классе больше тех, кто не слишком давно ходит на Начальный 1, то акцент будет сделан на дальнейшее освоение базовой программы.

Здесь осваиваются усложненные варианты асан базовой программы, добавляются продвинутые прогибы, скручивания, а также большое внимание уделяется устойчивому освоению перевернутых поз.

Обычно переход на уровень Начальный 2 занимает минимум два года (при 2-3 занятиях начального класса в неделю).

Для тех, кто ставит перед собой реальные цели, Начальный 1-2 становится удачной возможностью подготовиться и освоить такие сложные асаны, как Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках), Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях) и Ширшасана (стойка на голове), необходимые для занятий в классе.

Класс начальный 3

Это следующий уровня йога Айенгара, в котором продолжается освоение базовой программы. Позам стоя по-прежнему уделяется больше внимания, кроме того в программу входят прогибы назад, наклоны, скручивания, подготовка к Падмасане (поза лотоса), уровень сложности асан возрастает.

Здесь также осваиваются новые перевернутые асаны: Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях), Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках) и Ширшасана (стойка на голове).

Об уровне Вашей практики можно по-прежнему судить по перевернутым позам: Вы должны уверенно стоять в Сарвангасане не менее 5 минут и до 5 минут в Ширшасане.

История йоги Айенгара

Йога подобна музыке. Ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни.
Б.К.С. Айенгар

В 1935 году на юге Индии шестнадцатилетний Б.К.С. Айенгар, выходец из бедной брахманской семьи, начал учиться йоге у мужа своей сестры, Т. Кришнамачара, в школе йоги, созданной под патронажем Махараджи Майсора.

Нищий, вечно болеющий и голодный юноша, Айенгар поначалу занимался йогой чисто механически, испытывая невыносимые муки от боли во всем теле. Тем не менее, очень быстро, за несколько месяцев, оказалось, что никто не может выполнять асаны (позы) с таким совершенством, как он.

Уже в 1937 году учитель разрешил ему преподавать йогу, и он переехал в Пуну, город неподалеку от Бомбея.

Дерево традиции неожиданно быстро стало приносить плоды… Это было очень давно, еще при англичанах. В то время это учение в Индии было мало кому интересно. Учителей практически не было. Шри Т.

Кришнамачар, например, обучался йоге в Тибете. Сначала под натиском воли Аейнгара отступили болезни, потом, через сколько-то лет – нищета.

Ну а йога, как здоровый живой язык на устах своего носителя росла и развивалась.

По много часов проверяя воздействие каждой позы, дыхательного упражнения на самом себе, Айенгар разработал иерархию и последовательность их введения в курс занятий, а также специальные программы для лечения  заболеваний, став крупнейшим экспертом в области йогатерапии; придумал хитроумные приспособления, которые позволили заниматься практикой людям с куда менее совершенными телами, чем его собственное.

Сейчас становится очевидней, что у йоги Айенгара складывается счастливая земная судьба. Больше и больше людей получают от занятий реальную пользу. Они дают современному человеку свободу:

  • стимулируя к работе над собой;
  • к изучению себя;
  • она не манипулирует сознанием или волей;
  • не действует системой запретов.

Занимаясь йогой, мы свободны в выборе религии. Вегетарианская диета приветствуется, но только в том случае, если организм сам отказывается от животной пищи. Здоровый образ жизни утверждается как бы сам по себе, не выдергивая человека из контекста повседневности, не отрывая от семьи и традиционных ценностей.

Йога Айенгара – это прежде всего уравнивание (по-английски alignment):

  • поступательное движение к гармонии тела и ума через равномерное неагрессивное вытяжение одних частей тела и расслабления других; 
  • управление дыханием; 
  • осознание присутствия ума во всем своем существе, будь то ступни, почки или мозг; 
  • внимание к малейшим искривлениям в теле или движениях дыхания.

Через уравнивание физического начинает формироваться гармония в области физиологии и, в конечном счете, постепенно очищается, уравнивается весь организм, от кожи до мельчайших клеток. Поскольку, по искреннему мнению Б.К.С.

Айенгара, в принципе невозможно провести четкой границы между телом и умом, отделить анатомию от физиологии, физиологию от психологии, ум от рассудка, а рассудок – от души, все в человеке переплетено и взаимосвязано, то, уравнивая хотя бы положение ступней, мы уже приступаем к работе с собственным сознанием. В этом – красота и сила йоги.

Мягко изменяя себя, становясь здоровыми и доброжелательными, мы не только растем духовно, но меняем к лучшему окружающий мир.

Если говорить конкретнее и взять в качестве примера обычного человека средних лет, который может посвятить йоге тридцать-сорок минут в день, то налицо следующее:

  • йога поможет улучшить общее самочувствие;
  • вернет подвижность суставов; 
  • снимет или приостановит развитие искривлений позвоночника различной природы;
  • нормализует кровяное давление, пищеварение;
  • укрепит иммунную систему;
  • поднимет жизненный тонус;
  • переборет депрессивные состояния, усталость, нервную возбудимость;
  • станет незаменимым другом в борьбе с каждодневными стрессами.

Существует большое количество специальных комплексов: от головной боли, усталости, при простуде, и т.п. По особой программе следует заниматься женщинам во время беременности или после родов, при менструациях.

Хотя йогой может заниматься любой, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, в особых случаях противопоказаны некоторые асаны. Поэтому заниматься необходимо под руководством опытного преподавателя, а если его нет – по книгам Б.К.С. Айенгара.

В 1965 году он закончил труд над книгой “Light on Yoga” (в русском переводе “Прояснение Йоги”) – букварем и сводом асан, самым энциклопедически полным трудом по йоге за всю современную историю. В 1975 в Пуне открылся Институт Йоги памяти Рамамани Айенгар, супруги и верного помощника Б.К.С.

Айенгара, где он сам вместе с детьми практиковал, помогал больным и беспрерывно совершенствует личную практику. В 1981 издана книга “Light on Pranayama” (“Свет на Пранаяму”) – первая книга, по которой можно заниматься дыхательными упражнениями, не боясь повредить своему здоровью (Б.К.С. Айенгар всегда говорит, что лучше хорошая книга, чем плохой учитель.

Но только книга должна быть действительно хорошей). В 1993 году издана книга “Light on the Yoga Sutras of Patanjali” (“Свет на Йога Сутры Патанджали”), кропотливый перевод и комментарии к самому древнему тексту по йоге.

Автор Мария Шифферс. Статья взята с сайта Студии Йоги Айенгара.

Об уровнях сложности

Источник: http://pranayoga.ru/services/15/

Пранаяма техника дыхания | Школа Кундалини йоги «Венера»

Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога

Пранаяма – одна из основ Кундалини йоги. Первое, что мы делаем, когда рождаемся – это вдох. И когда умираем, последнее, что мы делаем – тоже вдох.

Помимо кислорода, азота, углекислого газа и прочих химических соединений, наше дыхание содержит Прану, жизненную силу. Нам с детства говорили, что человек не может жить без кислорода.

Это бесспорно так,  но так же правда и то, что мы не можем жить, если у нас нет Праны, которая питает ум, тело и сознание.

Основные постулаты, которые необходимо запомнить:

• Качество вашего дыхания и состояние ума взаимосвязаны.• Чем медленнее вы дышите, тем больше вы контролируете разум.

• Ум следует за дыханием, а тело следует за умом.

Пранаяма является основным инструментом в Кундалини йоге. В среднем обычный человек дышит около шестнадцати раз в минуту. Когда частота дыхания увеличивается, т.е. оно быстрое и нерегулярное, ум начинает блуждать, становится возбужденным и не контролируемым.

Взаимосвязь между дыханием и умом

Почему и как дыхание контролирует ум? Когда ваш ум находится в спокойном, медитативном состоянии, вы контролируете ум, то в этот момент вы дышите очень медленно и спокойно. Поэтому верно и обратное – дыша медленно, осознанно, спокойно вы успокоите ваш ум. В то время как вы изменяете качество своего дыхания, вы меняете состояние вашего ума.

Из всего хорошего, что человек может для себя сделать – научиться правильно дышать и контролировать дыхание – пожалуй, самое лучшее. Это – наиболее эффективный инструмент для развития осознанности, осознания связи со своим высшим Я, а также  для улучшения здоровья и увеличения жизненных сил.

Глубокое медленное дыхание

уравновешивает симпатическую и парасимпатическую нервные системы, обеспечивая релаксацию, помогает освободиться от блоков на пути энергии в меридианах, ускоряет эмоциональное исцеление;

Пранаяма “Дыхание Огня”

улучшает пищеварение, стимулирует солнечное сплетение, освобождает естественный поток энергии, проходящий через тело по нервным путям, увеличивает способность противостоять стрессу.
— одна из поз, в которой выполняется дыхание Огня – Искоренение Эго;

Пранаяма “Одноминутное дыхание”

помогает уменьшить страхи, беспокойства, волнение и напряжение. Полушария головного мозга приходят в баланс, ум становится чистым, активизируются процессы мышления;

Дыхание через левую ноздрю

Стимулирует парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за состояние расслабленности и спокойствия, она позволяет восстанавливаться от стресса.

Дыхание через правую ноздрю

Стимулирует симпатическую нервную систему, которая отвечает за концентрацию, ясность, активность, готовность действовать.

Поочередное дыхание через левую и правую ноздрю

балансирует энергию левого и правого полушарий головного мозга и раскрывает легкие.

Пранаяма “Четырехчастное дыхание”

очень простое, но эффективное. Если вы чувствуете себя опустошенным, обессиленным, подавленным, если у вас пропало чувство юмора, нет ни капли творческой энергии и вы просто застряли, то эта пранаяма для вас.

Дыхание Змеи

Еще одна пранаяма. Техника дыхания – сделайте глубокий вдох через нос, а выдох – через стиснутые зубы, которых немного касается сзади язык. Должно получаться змеиное шипение. Губы при этом натянуты.

Дыхание Льва

Очень сильная пранаяма. В дыхании задействованы верхняя часть груди и горло.Эффект: проработка Вишуддхи и щитовидной железы.

Как выполнять: откройте рот, высуньте язык наружу как можно дальше и начните мощное дыхание через рот, ощущая, как воздух движется над корнем языка.

Ситали пранаяма 

имеет охлаждающий эффект, поэтому ее можно практиковать, если у вас высокая температура. Также она способствует детоксикации, а следовательно, омоложению организма.

Пушечное дыхание

Это дыхание Огня через рот, губы скруглены ввиде буквы “О”, но не вытянуты в трубочку. Не раздувайте щеки во время дыхания. Эффект: эта пранаяма благоприятна для пищеварительной системы и парасимпатической нервной системы.

Бхастрика пранаяма техника дыхания

В переводе означает «кузнечные меха», т.е. то, чем раздувают огонь. В данной пранаяме мы задействуем нижние ребра и диафрагму. Это – быстрое дыхание через нос, но чуть менее интенсивное, чем дыхание Огня. В Бхастрика пранаяме нужно раздувать живот и ребра на вдохе, а с выдохом выстреливать энергию из пупка вверх к точке между бровей, подбрасывая диафрагму  и сжимая нижние ребра.

Источник: https://k-yoga.ru/pranayamy/pranayama-v-kundalini-yoge/

Йога прана: правильное дыхание. интегральная йога, крипалу-йога, аштанга-йога, йога айенгара, кундалини-йога

Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога

Любая из школ йоги говорит, что дыхательная практика помогает эффектному расширению сознания.

Однако, любая из них имеет собственный подход и воззрение на техники пранаямы.

Пранаяма считается сердцем йоги.

Во множестве школ еще до возникновения асан в практику включаются достаточно сложные техники пранаямы, подобные, как капалабхати (быстрое диафрагмальное дыхание) и диргха свасам (трехчастное глубокое дыхание).

Некоторые школы считают пранаяму очень тонкой и трудной практикой. Благодаря этому они не советуют заниматься ей до той поры, пока не будут освоены перевернутые позы и наклоны.

Предлагаю разобраться, в чем же заключаются различия подходов к пранаяме в ключевых школах йоги.

Интегральная йога

Интегральная йога, созданная свами сатчиданандой, пранаяму практикуют во всех классах. Во многих случаях в первую очередь делаются асаны, потом переходят к пранаяме, после занимаются медитацией в позе сидя. Когда делаются асаны, объектом медитации считается тело, когда же практикуется пранаяма, то объектом внимания становится дыхание и тонкая энергия, нынешняя в нас.

На первоначальных стадиях изучают техники пранаямы, например диргха свасам, капалабхати и нади-суддхи, другими словами, поочередное дыхание ноздрями. Практикуя технику диргха свасам, необходимо дышать не быстро и глубоко, одновременно размышляя про то, как одновременно со вздохом, снизу вверх, легкие наполняет воздух.

Во время вдоха становится шире область живота, после середина и верхняя части грудной клетки. Во время выдоха необходимо ощутить, как воздух не быстро покидает легкие. К концу выдоха мышцы живота необходимо чуть-чуть втянуть для того, чтобы до конца почистить легкие от воздуха. С помощью данной техники вдыхается и выдыхается в семь раза больше воздуха, чем когда вы просто дышите.

Это означает, что к вам поступает в семь раза больше кислорода и, исходя из этого, в семь раза больше праны.

При будущем обучении в практику пранаямы включают задержку дыхания и приступают к джаландхара-бандха (горловому замку). Также предлагается промышлять визуализацию исцеления. Она состоит в представлении того, как прана, священная энергия наполняет вас на вдохе, а с выдохом вас покидают трудности и нечистоты.

Крипалу-йога

Школа крипалу практикует пранаяму на первоначальных стадиях обучения. Отличием от описанной выше школы считается то, что тут пранаяма может практиковаться как до асан, так и после. Нередко сеанс начинают с 10-15-минутной пранаямы.

Это выполняется для спокойствия ума. Дыхательные процедуры развивают чувствительность. Это позволяет лучше ощутить возможности собственного тела во время выполнения асан.

В школе крипалу-йоги пранаяма во многих случаях практикуется в сидячем положении с закрытыми глазами.

Сначала изучается трехчастное глубокое дыхание отдельно от асан. С приобретением опыта на практике пранаямы, кол-во циклов и скорость дыхания становятся больше. Продвинутые техники пранаямы вводятся лишь на дальнейших уровнях практики. Для лучшего освоения предлагается учебник “хатха-йога-прадипика”. В нем повествуется о тонкости восьми практик пранаямы.

Аштанга-йога

Школа аштанга-йоги уверен в том, что глубокое ритмичное дыхание питает энергетический огонь, находящийся в середине нас, из-за чего исцеляется и заполняется теплом тело.

Дыхание удджайи позволяет уму прийти в состояние покоя и плотности. Пранаяма делается в сидячем положении. Школа аштанга-йоги практикует шесть различных техник пранаямы. Эти техники изучаются потихоньку.

Каждая дальнейшая техника вытекает из предыдущей. Их изучают после трех-пяти лет практики асан.

Первой из них считается дыхание удджайи (добавление задержки в конце выдоха и вдоха). Вторая техника состоит в задержке после вдоха и после выдоха на каждом цикле дыхания. Третья техника предполагает поочередное дыхание ноздрями. Четвертая техника состоит в быстром, энергичном диафрагмальном дыхании.

Йога айенгара

На первых ступенях школы айенгара практика состоит в выравнивании тела при помощи асан. Вход в асану и выход из нее выполняется одновременно с вдохом или выдохом. Например, прогибы выполняются на вдохе, а наклоны вперед и сворачивания – на выдохе.

Но пранаяму практикуют не одновременно с асанами. Первым делом стоит научиться глубоко расслабляться в позе мертвеца. При этом необходимо сохранять хладнокровие и наблюдательность ума.

Практикование пранаямы начинается в лежачем положении, с опорой под голову и грудную клетку. Первым делом необходимо просто следить за дыханием, фокусируясь на его ритме и структуре.

Потом начинает работать область нижних ребер, потом – средних и в конце – верхняя часть грудной клетки. Живот обязан быть вальяжным. На выдохе практикующим необходимо смотреть, чтобы грудная клетка не оседала и оставалась широкой.

На первоначальных этапах также осваиваются вдохи и выдохи, прерывающиеся задержками дыхания. Эта техника помогает выучиться направлять дыхание в определенные участки грудной клетки и ощутить каждую часть дыхания по отдельности.

Кундалини-йога

Эта традиция включает пранаяму во все стадии обучения вместе с асанами, пением мантр, медитацией и другими техниками.

Задача этой практики состоит в освобождении энергии, сконцентрированной в основании позвоночника. Эта школа йоги практикует сложные техники пранаямы, уделяя дыханию много внимания, чем движениям.

В кундалини-йоге дыхание очень важно, чем поза, практика пранаямы включается прямо в практику асан.

В конце.
Очень много подходов к пранаяме можно объяснить различиями в интерпретации древних текстов. Если практикующий пранаяму не достаточно хорошо подготовлен, традиционные дыхательные техники способны повредить естественную структуру дыхания.

Все перечисленные школы рекомендует свой собственный, со своей точки зрения правильный путь. Но желающий заниматься пранаямой должен сам определить, какой из них ему ближе.

Создатель: сидорова владислава
заметка защищена законом об авторских и соседних правах. Копирование материалов может быть только с письменного разрешения администрации сайта.

Курортный сезон и плоский животик: процедуры

источник: http://inmoment.Ru/beauty/fitness/yoga-prana.Html

labelвыполняются асаны, грудной клетки, Диргха Свасам, Интегральная йога, техники пранаямы

Источник: https://znatprovse.ru/zdorove/joga-prana-pravilnoe-dyhanie-integralnaja-joga.html

Пранаяма: особенности дыхательной практики в известных школах йоги

Йога прана: правильное дыхание. Интегральная йога, Крипалу-йога, Аштанга-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога

Все школы йоги согласны с тем, что дыхательная практика расширяет границы сознания. На этом единодушие заканчивается: каждая из школ дает свою трактовку техники пранаямы.

Пранаяма – это сердце йоги. Однако подходов к практике контроля дыхания великое множество.

Во многих школах еще до освоения асан в занятия включаются довольно сложные техники пранаямы — Капалабхати (быстрое диафрагмальное дыхание) или Диргха Свасам (трехчастное глубокое дыхание).

В некоторых традициях пранаяма считается настолько тонкой и продвинутой практикой, что к ней не рекомендуется приступать, пока ученик не освоит перевернутые позы и наклоны.

В чем же заключаются особенности разных подходов к пранаяме в самых известных школах йоги? Давайте разберемся.

Йога Айенгара

Точность, тонкость и сила

В начальных классах школы Айенгара практика сосредоточена на выравнивании тела в асанах. Вход в асану и выход из нее сопровождается вдохом или выдохом (например, прогибы выполняются на вдохе, а наклоны вперед и скручивания — на выдохе), но, пребывая в асане, вы вряд ли услышите что-то о дыхании, за исключением призыва: «Дышите!».

Пранаяму выполняют отдельно от асан.

Считается, что ученик готов переходить к пранаяме только после того, как научится глубоко расслабляться в Шавасане (позе Мертвеца), сохраняя при этом ум спокойным и одновременно наблюдательным.

Методика преподавания строится по принципу «подойдите, посмотрите»: в классе учитель сам демонстрирует движение тех областей грудной клетки, которые должны вовлекаться в каждую фазу дыхания.

Изучение пранаямы начинают в положении лежа, с опорой под голову и грудную клетку: так проще сфокусироваться на дыхании, не отвлекаясь на необходимость поддерживать правильное положение тела. Сначала ученики просто наблюдают за дыханием, за его ритмом и структурой.

Затем вводится дыхание Удджайи — сначала на выдохе, а потом на вдохе. В этой технике сначала включается в работу область нижних ребер, затем – средних и в конце – верхняя часть грудной клетки. Живот остается пассивным.

Даже на выдохе ученики должны следить за тем, чтобы грудная клетка не оседала и оставалась широкой. На ранних стадиях практики также осваивают Вилома-пранаяму, где вдохи и выдохи прерываются задержками дыхания.

Эта техника учит направлять его в отдельные участки грудной клетки и работать с каждым моментом дыхания в отдельности.

Обучая пранаяме в положении сидя, учителя школы Айенгара придают большое значение правильному выстраиванию позы. Особое внимание уделяется также Джаландхара-бандхе, которая должна удерживаться на протяжении всей дыхательной практики, чтобы избежать нагрузки на сердце.

На более высоких уровнях в практику Удджайи и Виломы включают Кумбхаку (задержку дыхания), а также начинают осваивать технику Нади-шодхана (поочередное дыхание ноздрями).

До тех пор пока ученик не достигнет самых высоких уровней практики, Мула-бандха и Уддияна-бандха даже не упоминаются.

Вини-йога

Персональный подход

Школа Вини-йоги, созданная Т. Кришнамачаром и его сыном Т.К.В. Десикачаром, рассматривает дыхание как фундамент, на котором строятся все остальные практики. Даже во время выполнения асан главный объект внимания – взаимосвязь дыхания и движения позвоночника, которые сопровождаются вдохом или выдохом.

Иногда учеников просят изменить длину выдоха по отношению ко вдоху или даже на короткое время задержать дыхание в позе.

По мере повторения движения в асане рисунок дыхания иногда меняют: например, если поза выполняется 6 раз, первые два раза выдох может длиться 4 секунды, следующие два раза – 6 секунд, а последние два – 8 секунд.

Научившись управлять дыханием в асанах, можно приступать к освоению дыхательных техник. Обычно пранаяму практикуют в положении сидя – иногда даже на стуле, но те, кто не может поддерживать позвоночник ровным, могут практиковать и в положении лежа. Длительные задержки и бандхи вводятся только на продвинутых уровнях.

Во время вдоха обычно расширяют сначала верхнюю часть грудной клетки, затем среднюю, потом область нижних ребер и, наконец, область живота. Учителя Вини-йоги считают, что расширение сверху вниз помогает углубить дыхание.

Вини-йога предполагает индивидуальный подход, поэтому строго установленной последовательности техник пранаямы не существует. Например, если у вас упадок сил, вам предложат один вариант, при высоком кровяном давлении — другой.

На распутье

Многообразие подходов к пранаяме отчасти объясняется различной трактовкой древних текстов. Например, в Йога Сутрах Патанджали сказано, что удлинение выдоха помогает успокоить ум, но нет детального описания техники.

«Люди по-разному понимают этот сжатый, лаконичный текст, а практикуют в соответствии со своим толкованием», – говорит Йогананд, учитель Крипалу-йоги. «Йога – настолько мощная практика, что подчас приносит результат независимо от того, какой путь избрали адепты.

Кто-то скажет: «Я делал так, и все получилось – значит, я прав», другой возразит: «Я делал все совершенно наоборот, и тоже сработало, так что прав я».

В итоге основывается множество различных школ, и в этом нет ничего плохого, ведь каждый человек имеет свой собственный, отличный от других, опыт».

Некоторые западные учителя советуют быть очень осторожными, осваивая пранаяму. Когда ученик не очень хорошо подготовлен, классические дыхательные упражнения могут разрушить естественную структуру дыхания.

«Большинство людей приходят в йогу с многочисленными блоками и скованным дыханием, и пранаяма может еще больше усугубить существующие проблемы, — говорит Донна Фархи, учитель йоги и автор книги The Breathing Book (Henry Holt, 1996).

– Но чаще всего техника дыхания начинает осваиваться слишком рано и зачастую еще больше укореняют бессознательные силы, являющиеся причиной неправильного дыхания». Каждая из перечисленных традиций предлагает особый, со своей точки зрения правильный путь.

Учителя дают нам проверенные годами инструкции, но мы должны использовать свой опыт и проницательность, чтобы определить, какой подход работает лучше. Каждому из нас предстоит самостоятельно решить, какой из методов приближает нас к легкости, равновесию и внутреннему спокойствию.

Источник: https://yogajournal.ru/body/practice/home-practice/dyshite-ne-dyshite/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.