Как воспитать ребенка личностью

Содержание

Успешная лига

Как воспитать ребенка личностью

Наверное, каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок вырос неповторимой и достойной личностью. В словосочетании «стал личностью «– как раз и кроется главная ошибка. Он от рождения уже личность! Конечно, личность в большом смысле свободного определения в жизни.

Характерные возрастные особенности ребенка таковы, что, когда он делает первые шаги, то пример взрослых, его окружающих, является важным примером для подражания.

Это самый простой и ненавязчивый способ передать что-либо полезное из собственного жизненного опыта. Но беда в том, что по нашим понятиям личностью ему еще только предстоит стать, и сроки эти в каждой семье свои.

Нередко приходится слышать: «Ну что он понимает в свои три года». Поверьте, все понимает и именно сейчас он формируется как личность.

В связи с этим, все самое важное родители чаще всего откладывают на потом, на тот момент, когда у ребенка уже сформированы свои собственные представления о мире и людях. И это вторая серьезная ошибка. Это мы, взрослые, делим жизнь на «ненастоящую» — детскую, «несерьезную» — юношескую и «настоящую и серьезную» — взрослую.

Для ребенка каждый день его жизни настоящий и очень серьезный. День за днем у него складывается свое мнение о происходящем. И если родители не участвовали в формировании этого мнения, то это третья опасная ошибка, и в конечном итоге ребенок может превратиться в совершенно чужого им человека.

Как правило, этот период приходится на подростковый возраст – самый сложный в плане ранимости. И тогда взрослые срочно принимаются за воспитание, и это четвертая по счету ошибка, совершив которую, можно окончательно испортить отношения с ребенком.

Чтобы оценить самостоятельность и личностное самовыражение вашего ребенка, попробуйте разобраться в настоящем положении дел. Ответьте для себя на следующие вопросы:

Если вы о чем-то просите ребенка или даете ему задание, начинает ли он выполнять его сразу, не дожидаясь подробных инструкций?

Помогая маме или папе, ребенок всегда делает это под вашим непосредственным руководством?

Вашему ребенку трудно найти занятие самому, он не умеет играть самостоятельно, предпочитает «висеть» на взрослых или смотреть на телевизор?

Вы считаете, что ваше чадо должно продолжить дело, пойти по вашим стопам?

Вы считаете не нужным давать ребенку возможность самому попробовать решить сложную (для него самого) ситуацию и стремиться максимально оградить его от возможных трудностей?

Вы лучше знаете, как поступать вашему ребенку в той или иной ситуации, с кем общаться, где учиться и т.д.?

Вы боитесь доверить ребенку выполнение какого-либо ответственного дела?

Если ваш ребенок оказался один в незнакомой ситуации, будет ли он испытывать волнение, страх?

Вы уверены, что сможете удержать вашего ребенка от тех ошибок, которые сами совершали в молодости?

Если на большинство вопросов вы ответили «да», то у вас есть серьезный повод насторожиться и подумать о том, чтoбы пересмотреть свои принципы воспитания. Иначе это может привести к тому, что, глядя на своего ребенка, когда ему будет уже 30 лет, вы будете удивляться его несамостоятельности и нерешительности.

Работа над ошибками

Как же воспитать личность, способную принимать самостоятeльные решения, и нести ответственнoсть за свои поступки, и как оградить ребенка от неудач, использовать свой жизненный опыт ему во благо? Ответ один – все дoлжно быть в довольно разумных пределах.

Полная свобода, конечно, способствует развитию самостоятельности, но если нет должного опыта и контроля, ребенок может попасть в неприятности. Однако в результате излишней опеки ребенок может вырасти инфантильным, избалованным и несамостоятельным.

Именно излишняя родительская опека сыграла свою роль в формировании личности тех, кто сохраняет свои детские черты и в 20, и в 30 лет, и далее. В таких случаях родители планируют за ребенка всю его жизнь и ему не надо «напрягаться», ведь всё уже решено: в какой кружок он будет ходить, какой язык изучать, куда поступит после школы, на ком жениться и т.д.

Другими словами, происходит некое «программирование», и любое отступление от этой программы будет восприниматься как катастрофа. Это происходит потому, что родители лишили ребенка права выбора.

«Если ты не пойдешь в 10 класс, тебе никогда не получить высшее образование. Вот, посмотри на меня, в свое время не пошла учиться, так и осталась без высшего образования.

Сейчас не пойдешь – потом поздно будет».

После такого ежедневного внушения у подростка вряд ли возникнут мысли по поводу получения образования, и вряд ли он сочтет обязательным учиться в 10 классе на радость маме. Что же делать? Как использовать свой опыт во благо ребенка?

Прежде всего, обсуждайте то, что волнует ребенка, его проблемы, даже если вам это кажется полной ерундой. Если ребенок вам сказал об этом, значит ему это важно. В случае пренебрежения к его проблемам, он может пойти их обсуждать с другими. Можно слышать от многих родителей подростков: «Он ничего мне не рассказывает, я ничего не знаю о его жизни».

А вспомните, когда в 5 лет он хотел поделиться с вами чем-то сокровенным, что вы ему говорили, может быть: «Отстань, я занята, спроси у бабушки» или что-нибудь в этом роде? Можно дать следующие советы родителям, как вырастить из ребенка самостоятельную личность:

Серьёзно относитесь к вопросам ребёнка. Не говорите ребенку: «Не задавай глупых вопросов», «Что за ерунду ты несешь?» и т.п. Если он спрашивает – для него это важно.

Вспомните, какие у вас были переживания, какие вопросы вы задавали в его возрасте.

Самое лучшее — постараться честно отвечать на животрепещущие вопросы вашего ребёнка. Если в данный момент вы не готовы ответить на какой-то вопрос, предложите поговорить об этом вечером или в другой день, но обязательно вернитесь к этому вопросу.

Предоставляйте ребенку жизненное пространство. У него должны быть вещи, которые должны принадлежать только ему. И он сам должен решать, где их хранить.

Найдите время посмотреть на те достижения, которыми гордится ребёнок.

У ребёнка во время работы беспорядок? Ничего страшного. Но по окончании безоговорочно потребуйте навести порядок!

Дайте ребёнку понять, что любим он, независимо от его достижений.

Хвалите за их выполнение, интересуйтесь, как он их делал.

Пусть ребёнок принимает решения на основании своих собственных планов.

Не стоит указывать ему на недостатки, сравнивая с другими более способными детьми.

Непременно нужно брать ребёнка в различные поездки, обсуждайте увиденное, делитесь впечатлениями.

Научите ребёнка общаться со своими сверстниками. Не запрещайте общаться с теми, кто вам не очень нравится. Вместе с ребенком поговорите об этих друзьях, объясните, почему они вам совсем не нравятся. Может быть, узнав о них больше, вы измените к ним отношение?

Не сравнивайте ребёнка со своим уровнем, это ему обидно, ведь он ещё маленький.

Если ребёнок любит фантазировать, не смейтесь. а помогайте ему, сочиняйте сказки, выдумывайте сказочных персонажей. Давайте возможность рассказывать эти сказки и истории другим членам семьи.

Приучать читать обычные книги очень полезно. Компьютер и телевизор, конечно, не заменит «живую» книгу.

Очень важно, чтобы он научился думать и действовать самостоятельно.

Не экономьте на нужных для игр и занятий вещах, но и покупать все, по первому требованию, тоже не стоит. Ходите вместе в книжный магазин, выбирайте вместе интересные книги и игры.

С вниманием относитесь к его потребностям.

Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел, при принятии решений, его мнение учитывайте тоже.

Не дразните ребенка за ошибки.

Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

оцените статью

(+2 2 проало)
 Loading …

Источник: https://ligauspexa.ru/kak-vospitat-v-rebyonke-lichnost/

Как воспитать ребенка личностью

Как воспитать ребенка личностью

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

  Роль коллектива в воспитании личности

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

  Цель и задачи социального воспитания

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

Советы для родителей

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться. Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.
  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо. Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.
  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример. Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.
  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы. Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.
  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие. Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.
  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках. Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.
  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/lichnost-rebenka

Как воспитать в ребенке личность

Как воспитать ребенка личностью

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она — центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная «личность» — ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек — Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек — уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он — существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус — это личность. Иными словами, если «человек» — это сосуд, то «личность» — его содержимое
  3. Индивидуальность — Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность — первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности.

Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие.

Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Упражнения на развитие силы воли и силы характера у взрослого человека довольно просты. Вот собрание рекомендаций, а вы можете выбирать то, что вам больше по душе.

— Читать книгу “от корки до корки”, от первой до последней страницы, волевым усилием дочитывать, раз уж взялись, не бросать.

Предлагаем ознакомиться:  Как семья влияет на личность

— Составить план действий исходя из своих желаний, и выполнять его хотя бы в течение 3 недель. Не берите много на себя – возьмите хотя бы 1-2 ежедневных действия.

— Выполняйте обещания, которые даете знакомым, даже вскользь. Если вы “плоховато, но согласились” – сделайте, чтобы запомнить это ощущение. Это ВАШИ силы, ВАШЕ время пошло на удовлетворение их желаний и потребностей. Так вы сможете больше ценить себя – а через это – и распоряжаться “силой воли”.

2. Замедление

Эго-функция – штука коварная. Она требует времени (к счастью, с тренировкой – немного), чтобы человек мог сделать более-менее осознанный выбор. А значит, вам понадобится научиться замедляться.

— Медленно помойте голову.

— С чувством сходите в туалет.

— С вниманием возьмитесь за проект, распишите его по пунктам, отмечайте каждый из них.

— Попробуйте сконцентрироваться в повседневных делах на телесных ощущениях (тактильных, звуковых, зрительных, вкусовых, запахах).

— Попробуйте хотя бы по 15 минут в день, идя пешком, замечать, куда вы ставите ногу.

— Отвлекайтесь от текущего занятия трижды в день и отслеживайте, КАК именно вы дышите.

3. Сделать паузу

Есть такой момент: между желанием (импульсом) и действием (реализацией) всегда есть зазор по времени. Именно он на 100% работает на тренировку эго-функции и взращивание силы воли у взрослого человека. Воспитать сильную личность можно только складывая и приумножая —

  • свои поступки,
  • свою ответственность за них,
  • свои решения.

Делайте паузу. Перед тем, как начать что-то делать, определите, зачем это вам. Закончив делать, назовите, каким вы были в этой ситуации. Какой опыт извлекли.

Достаточно будет “я был пассажиром”, если вы ехали в общественном транспорте.

“Я смотрел на рекламы и хорошо отдохнул”, если вы были там же, но изучали рекламы.

“Я записал телефон курсов английского и планирую уточнить условия” – если были, изучали и записали.

Как много разных “Я” может оказаться в одной и той же ситуации!

Оргвыводы – лучшее, что может для вас сделать функция Эго. Вы сможете пользоваться собственным опытом, вместо того чтобы “проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа” – то есть, непонятно, кто в ситуации объект,  субъект, кто действовал, зачем действовал.

Предлагаем ознакомиться:  Как узаконить раздел нежилого помещения

После научения паузе (и обнаружению своих мотивов) вы сможете складывать ваши “добрые дела”, ваши поступки, ваши достижения, даже самые маленькие, чтобы после на них же опираться в дальнейшем.

Личность — человек – индивидуальность

— с условно “детской” частью – легко ли и точно ли вы удовлетворяете свои желания, потребности?

— с условно “родительской” частью – что именно вы думаете о себе? Какой вы,по вашему представлению? Насколько, по вашему мнению, это совпадает с оценками окружающих?

2. После этого придется “прозвонить” и еще одну “цепь” – а именно, функцию выбора, функцию Эго.

— Она “погибает” под невыносимой тяжестью “верхнего этажа”, расплющена и изувечена:

  • моральными ценностями
  • семейными установками
  • идеями о том, “каким должен быть идеальный человек”
  • самобичеванием, самоедством — мол, “я должен был  к ХХ годам достигнуть того, этого, быть таким, этаким, но не сбылось – значит, я тряпка!”

— Она “тонет” в детских импульсах, желаниях, потребностях.

Внезапный выплеск чувств, ощущение “меня несет, и я ничего не могу с собой поделать”, внезапные влюбленности, катастрофические смены места работы, учебы, новые и новые хобби, диеты и обострения “жора”, шопинг до последней копейки могут говорить о том, что вместо функции выбора приходит незамутненный детский Id.

Куда хочу?

Куда лечу?

Я ворона вольная!

(с) Домовенок Кузя 

Происходит это не от безволия или “в конец оборзелости”, а только от того, что с самого начала тихие просьбы “внутреннего ребенка”, наших потребностей, в упор игнорируются.

И только когда они не просто вызреют, а когда “сгорят предохранители”, желания вырываются на свободу. Разворачивается то ли бунт, то ли трагедия.

Зато можно “успеть нахвататься на воле” того, что было запрещено в обыденной жизни.

— Слабость эго-функции.

Порой случается и такой вариант, когда вроде бы и авторитеты, моральные установки не довлеют, и с удовлетворением потребностей более-менее все в порядке. А “силы воли” все нет и нет. Тогда можно говорить о слабости эго-функции. Просто не тренированная мышца.

Предлагаем ознакомиться:  Каким кремом пользоваться в солярии

Если не приходилось особенно напрягаться, чтобы чего-то достичь, если всегда хватало “мы и так проживем”, “на наш век хватит”, то действительно, может оказаться, что и выбирать-то – нечем.

Более того, когда нет самоанализа, периодического возвращения “а чойта я?”, “а зачем я это сделал?”, “и кто я после этого?” – то функция эго не развивается – незачем.

Ну как, более-менее определили ваш случай из трех?

Тогда пойдем к следующим, насущно-практическим задачкам.

Воспитание, как фактор личностного развития

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память).

Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные.

Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных.

Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс.

Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками).

Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Источник: https://litedekor.ru/kak-vospitat-lichnost/

Воспитание детей — как воспитать в ребенке личность?

Как воспитать ребенка личностью

То, что мамы и папы  делают ошибки в воспитании детей– это всем нам известно и, пожалуй, даже нормально, особенно для молодых, неопытных родителей…

Часто стоя у кассы в магазине, мы наблюдаем одну и ту же картину: крики и истерики ребенка, который обязательно хочет, чтобы ему купили какую-нибудь  сладость. А они, к слову, как нарочно выставлены на этой самой кассе. В нашей статье мы обратились за опытом немецких психологов, которые рассказывают об ошибках допускаемых родителями в воспитании детей.

Как правильно воспитать ребенка

Немецкий детский психолог Вольфганг Бергманн объясняет проблему воспитания детей  глубокой неуверенностью родителей: «Современные родители более нерешительны  в  вопросах воспитания, чем это было, например, поколение назад. Они очень много знают, но при этом, как оказывается, не знают ничего…»

Быть родителями так трудно также потому, что это новый период жизни. Еще 100 лет назад в каждой семье воспитывалось как минимум 5 детей. Старшие дети, так же как и родители принимали участие в воспитании своих младших братьев и сестер.

Все же, рождаемость существенно снизилась, семьи создаются все позже. Потому что современные родители, в большинстве своем, хотят сначала «встать на ноги», сделать карьеру, а уж потом начинают думать о детях.  Вопрос правильного воспитания — это долгий спор о решении множества проблем и вопросов.

Рассмотрим несколько типичных заблуждений в вопросах  воспитания:

Нужно хвалить детей

Согласно данным исследования одного из университетов Берлина, в некоторых случаях похвала может быть контрпроизводительна.

Согласно исследованиям,  ученики, которым что-то  обещали перед выполнением задания и одновременно указывали на то, как ими гордится  преподаватель,  выполняли задание хуже, чем их одноклассники.

Многие родители стараются больше хвалить своих детей, полагая, что это создаст для них хорошую мотивацию. Похвала, конечно же, должна присутствовать в воспитании, однако, как говорится, здесь просто нужно знать меру.

Захваливая своих детей, родители часто не понимают, что однажды дети могут просто перестать ее воспринимать. Не частота, а скорее манера похвалы решают все. Избыток похвалы, скорее тормозит развитие ребенка,  чем содействует. Дети переоценивают их собственные способности и больше не способны к критике.

Нужно все свободное время посвящать ребенку

Да, безусловно, ребенку нужно уделять достаточно внимания. Однако это совсем не значит, что вы должны сидеть рядом с ним целый день, забыв о своих прочих делах. А если, так получилось, что вы мать-одиночка и у вас не достаточно времени для того, чтобы посвящать его ребенку.

Лучше всего отводить общению с ребенком определенное время. Запланируйте какое-нибудь занятие с ребенком, игру, расскажите ему о том, чем вы будете заниматься. В процессе игры ребенок будет развивать свою фантазию, придумывать что-то новое. Таким образом, ребенок постепенно будет развивать в себе самостоятельность.

А вы немного освободите себя и сможете заниматься домашними делами.

Как правильно воспитывать ребенка —  поощряйте малыша за помощь

Чтобы дети вырастали  равноправными членами семьи, нужно постепенно приучать их к посильной домашней работе по возрасту.

Однако если шестилетний ребенок сам выбирает и приносит себе булочку на завтрак – это не причина отправлять его в булочную. И не стоит ругать четырехлетнего ребенка за то, что он не отнес свою тарелку в раковину после еды.

Так дети  никогда не поймут, что можно помогать просто так, а не потому что в противном случае тебя будут ругать.

Ошибки в воспитании детей — ложечка за маму…

Проблемы с кормлением, возникают, как ни парадоксально, в большинстве случаев только, если родители проявляют излишнюю заботу в питании их детей.

Многие родители, боясь, что ребенок недополучает питательных веществ, зачастую перекармливают своих детей и к тому же заставляют их есть то, что ребенок совсем не хочет.

Таким образом, у детей иногда возникает отвращение к еде и даже страх перед едой, либо обратная ситуация… ожирение. Часто родители считают, что они правы, заставляя ребенка есть тогда, когда они скажут и то, что они скажут.

Родители должны быть друзьями для своих детей

Молодые родители иногда охотно рассказывают, как они ходят со своими детьми на дискотеку.  Желание родителей быть друзьями для своих детей вполне объяснимо, но не всегда оправдано.

Ведь иногда дети не хотят видеть приятелей в своих родителях, а наоборот, хотят видеть родителя защитником, близким человеком, который сильнее и властнее, не такой как они, чтобы в нужную минуту оказать помощь и защитить.

Если родители и дети слишком много времени проводят вместе, это не всегда нравится детям. Потому как они, особенно в период полового созревания, хотят иметь личное пространство.

В гармоничных семьях дети меньше ссорятся

Если братья и сестры часто ссорятся, это скорее признак скорее  того, что они чувствуют себя уютно и безопасно в домашнем кругу. Так как разногласия между братом или сестрой — это социальная компетентная тренировка.

  Окруженные заботой и вниманием дети спорят в среднем 30 % от совместно проведенного  времени. Если они чувствуют себя в опасности (дома или на улице) или родители грозят наказанием, братья и сестры почти всегда держатся вместе.

Если дети живут душа в душу – это, конечно, очень приятно в первую очередь для их родителей. Но если они ссорятся между собой, в этом нет ничего плохого.

Воспитание детей- ребенок не должен скучать.

Иногда, глядя на своего заскучавшего ребенка, родители тут же начинают предлагать ему всяческое рациональное времяпрепровождение: «давай поиграем с кубиками», «приберись в комнате», или, наконец, включают ребенку мультики. И ребенок занят, и как говорится, родители спокойны.

Однако это ошибочное действие со стороны родителей. Ребенку иногда стоит посидеть в тишине, подумать. Часто в такие моменты их посещает масса креативных идей, как провести свое свободное время. И они весело продолжают играть.

Рекомендуем прочитать, самооценка у ребенка дошкольного возраста.

Дети должны спокойно сидеть на стуле

Почти всем родителям хочется, чтобы их ребенок за  обедом или во время выполнения домашнего задания спокойно и правильно сидел на стуле. А детям, напротив, всегда хочется покачаться, повертеться на стуле. Многих родителей это выводит из себя. Специалисты,однако, пришли к выводу, что дети в данном случае правы.

Исследователи из  университета во Франкфурте (Германия) провели исследование, в котором участвовали 1000 учеников, вынужденных сидеть по 9 ч. за партой ежедневно. И пришли к выводу, что двигательная активность препятствует торможению развития и помогает снять нервное напряжение.

Так что, уважаемые родители, не ругайте свое чадо за излишнюю активность!

Уверенность в себе — это результат хорошего воспитания детей

Родители часто убеждены в том, что именно они влияют на самооценку ребенка и благодаря их воспитанию, их дети вырастают сильными волевыми личностями, либо наоборот. Однако, исследования показали, что как  минимум 50 % признаков личности, связанных с самоуважением, обусловлены генетически.

Также ошибочно предположение  «Чем больше уверенность в себе, тем больший успех будет иметь ребенок в школе и будущей профессии». Зачастую это заблуждение.  Слишком высокая самооценка приводит порой к переоценке своих возможностей и возникновению конфликтов в обществе.

Дети с завышенной самооценкой часто очень агрессивно реагируют на критику в свой адрес.

Несколько советов немецких психологов, как воспитать в ребенке личность

  • Не пытайтесь защитить вашего ребенка от малейшей опасности. Если вы будете постоянно повторять «смотри аккуратно», «осторожно» и т.д., то это может вызвать у ребенка неуверенность и даже страх, когда вас не будет рядом. Может это звучит немного странно, но позвольте вашим детям испытать маленькие опасности. Естественно под вашим тщательным присмотром.
  • Позвольте вашему ребенку падать — и снова вставать, так как «дети учат движение от случая к случаю». Не нужно предостерегать ребенка от каждого падения и  озабоченно бегать за ним, держа его за капюшон или за руку. Постарайтесь не делать этого, даже если это дается вам не так уж легко.  Так ваш ребенок научится вставать и двигаться дальше. Также потом будет происходить и в жизни.
  • Если ваш ребенок за столом все чаще капризничает и говорит: «я это не ем», «я это не люблю»  — не стоит пытаться его силой накормить тем, что на ваш взгляд он должен есть именно сейчас. Поговорите с ребенком, заинтересуйте его, он может попробовать и возможно даже с удовольствием скушает ваше блюдо. Ведь зачастую дети отказываются есть, так и не попробовав еду. И не нужно ему говорить: «Я тоже много чего не люблю». Этот аргумент уж точно не заставит вашего ребенка покушать.
  • Ненавязчиво приучайте ребенка к дисциплине. Договоритесь, например, с вашим ребенком раз в неделю делать уборку в своей комнате. Контролируйте выполнение уборки. В случае невыполнения ни в коем случае не ругайте ребенка, а уговорите ребенка сделать уборку (можете помочь ему в этом).
  • Не нужно уступать каждому капризу и требованию. В противном случае, ребенок вырастет избалованным. Он будет думать, что все должны делать именно так, как он этого хочет.  Дети должны учиться принимать отказ.
  • Доверяйте вашему ребенку какую-либо ответственность. Например, давайте ему карманные деньги на одежду. 13-летнему ребенку вполне можно доверить  небольшой собственный бюджет. Пусть ребенок научится вести контроль своих денег. Контролируйте его обращение с деньгами. Однако, если вы заметите, что ваш ребенок слишком бесцельно тратит деньги, то лучше отказаться от идеи собственного бюджета у ребенка.

Важно: все эти указания и советы, как правильно воспитать ребенка, могут принести пользу только в том случае, когда вы не требуете их выполнения резко и в форме приказа. Старайтесь все объяснять. Дети могут и должны постигать все сами.

Так же читайте

с друзьями

Источник: http://style-beauti.com/materinstvo/vospitanie-detej-kak-vospitat-v-rebenke-lichnost/

Как воспитать личность в ребенке. Задачи воспитания ребенка. Основной принцип воспитания

Как воспитать ребенка личностью

Меня часто спрашивают: «Как правильно воспитывать детей?», «Как вырастить личность». Давайте попробуем разобраться с этим вопросом. Для начала определимся с термином, чтобы мы говорили обо дном и том же.

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978)

Хорошее определение, но сложное для понимания.

«Воспитание процесс» — да, длительный процесс у которого нет начала и конца.

«Целенаправленного, систематического формирования личности», то есть этим процессом мы можем управлять и все об этом знают, а родители ещё и хотят управлять этим процессом во благо своего ребенка.

Здесь вопрос возникает «В какую сторону рулить будем??? Что именно в личности своего ребенка воспитать хотим?». Как родители обычно отвечают: «Ну, чтобы слушался, добрым был, самостоятельным и учился хорошо!!!»

Интересно, а если у Вашего ребенка другие планы в этой жизни и эти планы не вписываются в картинку Вашего представления о своем ребенке, о взаимоотношениях родителя и ребенка, что делать??? Поменять ребенка на другого? Более соответствующего? Или попытаться его «повоспитывать», «сломать» характер?

Эти вопросы выглядят глупыми, но в жизни именно так рассуждают родители (не все), часто до конца не осознавая истинную свою роль в воспитании и вообще в жизни своего ребенка.

Задачи воспитания ребенка

Воспитание ребенка – это жизнь!

Ваша ежедневная жизнь и следует постараться, чтобы этот процесс был в радость. Первое что может сделать каждый родитель для своего ребенка, это понять, какая маленькая личность живет рядом с ним.

Нужно изучить малыша: когда он активен, на что он обижается, как быстро устает, чем интересуется и многое ещё.

Затем нужно понять: каких навыков или какой степени самостоятельности ребенку не хватает, чтобы быть чуточку свободнее (самостоятельнее, научиться делать выбор, который будет способствовать собственному развитию) в этой жизни.

Только теперь вы можете прилагать усилия, чтобы прививать ребенку новые привычки и устанавливать правила совместного проживания (это необходимо, дети нуждаются в правилах, в понимании границ дозволенного и они особенно активно прощупывают эти границы в возрасте трёх лет).

И помните, привычки ребенка, которые будут облегчать жизнь Вам, а не ему, могут прививаться легко, но потом, как правило, они действуют против Вас же впервую очередь.

Например, сидит трехлетний малыш в телефоне и . . . замечательно. Не требует от мамы внимания, не надо придумывать — чем занять ребенка. Мамочка может отдохнуть или заняться домашними делами. Пыль на шкафах и посуда ведь важнее детской познавательной активности. И вот малышу уже 4, 5 . .

6 лет, началась школа, а вместе с ней «искреннее» не понимание родителей: почему ребенок не самостоятельный? почему он не делает уроки? почему он постоянно конфликтует с одноклассниками? И ещё много «почему???».

А ответ один: в период, когда ребенок должен был учиться быть самостоятельным (до 4 лет принимать решение с помощью выбора), когда он должен был научиться общаться (с помощью ролевых игр «дочки-матери», «я врач», «я водитель» и т.д.

) и еще успеть научиться многому – ребенок просто не мешал маме жить, типо изучал интерактивный мир или осваивал технику. Как это не назови, а время потеряно и теперь наработать нужные качества очень, очень сложно.

Привычки должны быть полезные, а не удобные

И делать это лучше осознанно, чтобы не превращалось воспитание в маленькую войну. Например, не хочет он чистить зубы и не будет, пока вы ему говорите: «Почисти зубы, а то мне стыдно, что соседи видят твои жёлтые зубы. Сколько раз тебе говорить. Ты позоришь нас».

Но вы не отчаивайтесь! Все что вы хотите видеть в своем чаде можно «вбивать», главное делать это систематически и рефлексы по Павловы возникнут обязательно.

Согласитесь, такой способ воспитания трудно назвать воспитанием или жизнью (мы ж договорились, что воспитание=жизнь).

Не чистит ребенок зубы: спросите его, почему он так поступает, что ему мешает или не нравится в этой процедуре? Затем отправляйтесь вместе с ним чистить зубы.

Пусть он покажет, как это делает, а Вы не контролируйте рядом, тоже берите в руки щетку и покажите ребенку, как это делаете Вы. Вот так можно сблизиться со своим ребенком и лучше его понимать, только в совместной деятельности. И Вы сами не заметите, как «чистка зубов» для ребенка станет неотъемлемой утренней побудкой. Ребенок сам придумает: зачем ему это надо и как это делать веселее.

Если Вы понимаете, что Ваш ребенок не прав (часто подростки), безусловно, Вы должны объяснить (да, может и на повышенных тонах) ему, что в любой ситуации у него есть выбор как себя повести (самое главное так поговорить с ним нужно один на один).

И выбрав форму поведения, которая не соответствует социальным нормам (а значит, доставляет дискомфорт самому ребенку и другим людям) ребенок может навредить себе.

А вот как навредить, пусть он Вам объясняет, чтобы вместе со своими объяснениями он получил и осознание.

Уважаемые родители! Вы помогли своему ребенку прийти в этот мир. Вы лучше всех знаете, как воспитывать своего ребенка!

Основной принцип воспитания

  • Всегда, в любой ситуации оставайтесь на стороне своего ребенка; примите его таким, какой он есть; воспитание начинайте с себя

Говоря о втором принципе, давайте припомним, мамы и папы, своё поведение и привычки.

Как можно требовать от ребенка, например, чистоты и порядка, если сами часто, выходя из общественного транспорта, своими пальчиками вы сминаете билетик в крупинку и бросаете на тротуар.

Да, ребенок этого не видит, но он чувствует, подмечает и позволяет себе это в другой форме (крошки от булочки под ковёр!).

Дети очень легко и с радостью принимают воспитание в форме личного примера значимого взрослого (авторитетного взрослого). Как правило, родителя для ребенка самые важные и авторитетные взрослые до 7 лет и если Вам удалось построить взаимоотношения на уважении, то Ваш авторитет сохранится на всю жизнь.

Значит до 7 лет ваше поведение для ребенка часто важнее ваших слов. Поэтому прежде чем что-то требовать от ребенка, посмотрите на себя. Оцените, насколько Ваши требования соответствуют Вашему примеру. В противном случае в глазах ребенка Вы будите выглядеть . . .

 не очень хорошо, а вскоре и вообще не будете «выглядеть в его глазах».

Притча

Одна женщина пришла к Просветленному человеку и говорит ему:

— Я знаю, что ты помогаешь людям, тебе верят и твоё слово всегда правда. Я болею сахарным диабетом, но не могу отказаться от сладкого. Помоги мне.

Просветленный человек велел ей прийти через две недели. Она пришла и он говорит ей:

— Не ешь сладкое, откажись от сахара.

Она удивилась и спрашивает:

— А почему ты не сказал мне это две недели назад.

— Потому что две недели назад я сам ел сладкое.

Собственно вот и вся наука воспитания.

Хочется добавить из опыта работы со сложными семьями, если все делаете правильно, то примерно к 10 годам Ваш ребенок будет Вас только радовать: самостоятельный, ответственный, отзывчивый и будет обращаться к Вам за советом и помощью. Если у Вашего ребенка рано начал проявляться характер, то с ним будет сложно в воспитании, но ему будет просто осваиваться в обществе. Только будьте рядом с ребенком, поддерживайте его невидимой рукой и у него всё получится.

Психолог Шуплецова Вера

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему.

Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа “Да, согласна(сен)” или “Нет, не согласна(сен)”. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда – о вечном союзе.

А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала.

Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

Источник: https://psy-ask.ru/kak-vospitat-lichnost-v-rebenke.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.