Как развить фантазию у ребенка

Содержание
  1. Как развить воображение. Жизнь фантазерки
  2. Воображение и творчество в детском возрасте
  3. Что такое творческое воображение
  4. Как развить воображение у ребенка
  5. Развиваем фантазию и воображение у детей
  6. Чем отличается фантазия от воображения?
  7. Различают несколько видов воображения
  8. Воображение у детей от 7 до 12 лет
  9. Зачем развивать фантазию и воображение?
  10. Способы развития фантазии и воображения
  11. Как развивать воображение у детей
  12. Возрастные особенности
  13. Игры
  14. Игрушки
  15. Упражнения
  16. Как развить фантазию и воображение у ребенка
  17. В чём сходство и различие между фантазией и воображением?
  18. Сравнительная таблица воображения и фантазии
  19. Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет
  20. Как развивать у детей фантазию и воображение?
  21. Советы для родителей по развитию творческого мышления
  22. Как развить воображение у ребенка?
  23. Сказки и истории
  24. Наблюдение за окружающим миром
  25. Ролевые игры
  26. Кукольный театр
  27. Творческий процесс
  28. Подручные средства
  29. Игры на природе
  30. Как развивать фантазию и воображение у ребенка?
  31. Чтение сказок поможет развить у малыша воображение
  32. Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком
  33. Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка
  34. Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка
  35. Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка
  36. Книги, которые помогут родителям
  37. Советы для взрослых людей
  38. Небольшое заключение
  39. 🎦 Видео

Видео:Как развить фантазию у ребенка?Скачать

Как развить фантазию у ребенка?

Как развить воображение. Жизнь фантазерки

Как развить воображение, научиться фантазировать, рождать образы в голове, мыслить красочно и эмоционально? Этот дар очень хорошо можно наблюдать у детей. Посмотрим на примерах из детства маленькой фантазерки:

1. Жарким летним днем странная процессия двигалась по малолюдной улице. Величаво вышагивала девочка лет пяти, одетая в мамино платье до пола, в плащ из простыни и с ажурной накидушкой на голове, изображающей вуаль принцессы.

За ней гуськом следовали детишки, придерживая за края ее белый плащ. Девочка горделиво смотрела по сторонам и грациозно помахивала бумажным веером, сделанным наспех детскими руками.

Этот царственный кортеж торжественно плыл мимо пышных кустов акации, как корабль, ищущий таинственный остров в океане. Маленькая фантазерка настолько увлеклась воображаемым миром сказочного перевоплощения, что не замечала никого вокруг.

В ее воображении ожил мир героев из прочитанных сказок великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. И она не отличала, то ли она принцесса на горошине, то ли снежная королева.

2. Волшебный полумрак. Все взгляды зрителей устремлены на сцену. Там, в сиренево-синих огнях рампы, рождается сказка — «Лебединое озеро». Наша фантазерка завороженно смотрит на разыгрывающуюся трагедию. Она, в образе Одетты, полна жертвенной любви и нежности к принцу Зигфриду. Дома, не отличая реальность от фантазии, она все еще там, живет и любит на лебедином озере.

Чувственно проживая моменты сказки, фантазерка берет цветные карандаши и все свои эмоции и краски пережитого действа переносит на лист бумаги. И вот вырисовывается белая лебедь, а в окне замка из темноты ночи виднеется черный лебедь, соперница Одиллия. Так лист за листом наполняются яркими образами из балета.

И пока не изобразит все сцены сказки на бумаге, наша юная фантазерка не успокаивается.

Воображение и творчество в детском возрасте

И это только небольшие зарисовки из жизни ребенка-фантазера с богатым воображением от рождения. Воображать, фантазировать — это свойства психики ребенка со зрительным вектором.

Он видит мир чувственно и красочно. Ему свойственна богатая палитра эмоций — от вселенской печали до безграничной радости. Воображение и творчество в детском возрасте развиваются стремительно, если зрительный ребенок много и увлеченно читает, растет в любви и заботе.

Так было и у нашей фантазерки. Кроме того, зрительные дети любят рисовать. Мама нашей фантазерки тоже была носителем зрительного вектора, и поэтому они часто ходили на балет. А потом в альбоме девочки появлялись рисунки из сцен балета: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Сильфида».

Иногда маленький художник практикует и настенную живопись, и это огорчает родителей. Не ругайте, предоставьте участок стены с белыми обоями. Пусть художественные фантазии воплощаются масштабно.

Что такое творческое воображение

Зрительные дети способны особенно остро чувствовать прекрасное, в потенциале они обладают способностью любить весь мир. Эти свойства можно развить в большей или меньшей степени у всех детей. Как развить творческие способности? Главный помощник в этом — чтение классической литературы.

Именно так мы прививаем любовь к прекрасному, развиваем природные способности ребенка и можем с уверенностью сказать, что вырастет чувственный, сочувствующий, сострадательный человек.

Ему легко будет создавать отношения и сотрудничать с другими людьми. Он сумеет чувствовать настроение другого человека, чутко подмечать изменения в мимике, поведении.

Давать окружающим возможность ощутить особенную близость и доверие, быть понимающим и безопасным в общении.

Сегодня будущее, да и настоящее, за теми, кто придумывает, у кого развито образное воображение. С умением видеть красоту окружающего мира, с развитым воображением ребенок сможет создавать образы. Выражать их письменным словом, стать в будущем, например, писателем или журналистом. Творческое воображение может быть проявлено и в произведениях живописи, дизайна. Вообще в любой профессии.

Как развить воображение у ребенка

Развить воображение у ребенка — задача родителей. Достаточно направлять в нужное русло детские фантазии, не шутить и не обсмеивать. Эмоциональная связь с мамой — залог психологического здоровья ребенка.

Любому ребенку, особенно зрительному, будет комфортно заснуть в присутствии мамы за чтением сказки на ночь. Когда ребенок слушает или сам читает детскую художественную литературу, у него возникают образы героев книг.

Особенно зрительный ребенок ярко и эмоционально сопереживает, сострадает книжному герою. Из смыслов слов возникает образ.

https://www.youtube.com/watch?v=zYDkWAW705Y

Книги детства должны состоять из произведений на сострадание, которые научат сопереживать, чувствовать чужую боль, воображать и сочувствовать.

Из прочтения необходимо убрать книги-страшилки, где кого-то съедают, пугают и возбуждают страх. Зрительного ребенка книги с таким содержанием могут погрузить в страх, и тогда воображение будет рисовать только страшные картинки, ограничивая здоровое психологическое развитие ребенка.

Музыка, особенно классические произведения, помогает развить образность и чуткость. Вкупе с художественной классической литературой музыка дает умение прочувствовать малейшие нюансы музыкальных интонаций. Учит различать и сопоставлять музыкальные мотивы с эмоциональным состоянием человека.

Более подробно о развитии образности можно узнать на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Родители, прошедшие тренинг, более развернуто узнают, как вырастить психологически здорового ребенка с развитым воображением, в будущем востребованного члена общества, на тематическом занятии по воспитанию детей.

«…Для меня было откровением, что развивать надо ребенка чтением… Сам он читать не любит. Я начала читать в его присутствии для младших детей, в результате втянулись все, даже папа. Мы читаем, обсуждаем и комментируем прочитанное, и все это очень естественно получается, без особых усилий. Совместное чтение нас сблизило…»

Мария Ф., Нижневартовск

«…Сказки типа трех поросят отправились в печку, на их место пришли Козетта и Подкидыш. Я заметила, что эти книги вызывают в дочке жалость – чувство, которое помогает развитию ее зрительного вектора. А вечером перед сном – массажик спинки и песенка без волчка, который унесет во лесок…»

Наталья К., парикмахер, Шопоков, Кыргызстан

«…После первого раза прочтения «Девочки со спичками» на утро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости.

Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю. Бурлана…»

Аида Б., учитель специального образования, Израиль

«…понимаю лучше своего ребенка, забавно отмечать его вектора по его ключевым словам, желаниям и поведению. Стала больше проводить с ним время, интереснее его проводим, играем вместе, разговариваем больше, хотя есть к чему стремиться, потеряла много времени. Меньше ору, точнее, почти не ору. Читаем ежедневно перед сном, так привык, что сам просит, без книги спать не хочет ложиться))…»

Оксана Ш., мастер маникюра Мурманск

Автор Ирина Медведева
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Видео:Как развить воображение у ребенка [Супердети]Скачать

Как развить воображение у ребенка [Супердети]

Развиваем фантазию и воображение у детей

29.08.2017

6

83809

Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии.

Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно.

Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

https://www.youtube.com/watch?v=nSq0DJRR3WI

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат.

Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку.

Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

ФантазияВоображение
Ситуация, далекая от реальностиСитуация, основанная на реальности, которая может развиваться
Так и остается вымысломМожет воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Различают несколько видов воображения

  1. Воссоздающее. Например, ребенок прочитал книжку, услышал сказку, запомнил урок, и по данной информации изображает то, что узнал из внешнего мира.
  2. Творческое, или креативное. Ребенок рисует, пишет или создает своими руками то, что придумал сам.

    Его мысли и идеи становятся реальностью на листах бумаги, в глине или в красках.

  3. Неуправляемое. Детство часто связано у нас с необъяснимыми вещами, творящимися у нас в голове. Поэтому иногда малыш создает разнообразные нелепицы.

    В отличие от творческого вида воображения, у этих небылиц нет логической завязки и завершения.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения.

В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение.

То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира.

Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ.

В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

https://www.youtube.com/watch?v=n5r5mvYYDX0

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Видео:Практикум доброй феи, или как развивать фантазию у ребенка?Скачать

Практикум доброй феи, или как развивать фантазию у ребенка?

Как развивать воображение у детей

26.10.2018

  • 1 Возрастные особенности
  • 2 Игры
  • 3 Игрушки
  • 4 Упражнения

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться.

Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия.

    В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают воображение при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи.

    Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.

  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни.

    Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово.

    Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.

  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет.

    Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре.

    Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Сочинительство сказок лучше всего способствует развитию воображения у ребенка

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками.

Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления.

Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

Можно предложить ребенку создать рисунок из кляксы

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.

  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.

  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства.

Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

Как развивать воображение у детей Ссылка на основную публикацию

Видео:Развитие воображения у детей / Как развивать воображение у ребенка?Скачать

Развитие воображения у детей / Как развивать воображение у ребенка?

Как развить фантазию и воображение у ребенка

29.08.2017

9

12072

В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать.

 Но как это сделать правильно?  У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша.

 На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.

В чём сходство и различие между фантазией и воображением?

Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины  воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:

  • Фантазия. Полностью выдуманная, представленная ситуация, которая не имеет с реальностью ничего общего. Яркий пример фантазий – феи, гномы, единороги.
  • Воображение. Приложение реального сценария, его развитие и логическое завершение. Это настоящие образы, которыми ребенок управляет. Малыш может представить, как блестяще он выступит на соревнованиях или ответит на уроке, как это порадует родителей и как в будущем он станет знаменитым спортсменом или ученым.

Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.

Сравнительная таблица воображения и фантазии

ВоображениеФантазия
Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенокСитуация или личность, которые далеки от реальности
В будущем вполне может стать реальностьюВ будущем останется выдумкой

Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит.  Выделяют три вида воображения:

  1. Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
  2. Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
  3. Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.

С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:

  • решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
  • быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
  • принятие решения с пониманием последствий.

Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.

Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет

Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=AkanBICRZXA

В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей.

 Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов.

 Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.

  1. Воображение зависит от опыта человека. Чем больше сделал, прочитал и пережил ребенок, тем богаче будет его фантазия. Поэтом необходимо расширять эрудицию.
  2. Человек может фантазировать на чужом опыте. Например, он не видел извержение вулкана, но читал или слышал о нем. Значит, он может себе его представить.
  3. Воображаемые образы зависят от того, в каком настроении сейчас находится сын или дочь. Например, ребенок может представить в лесу леших и бояться туда войти.

Советы для родителей по развитию творческого мышления

Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.

  • Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
  • Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
  • Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
  • Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
  • Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
  • Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы. Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика.  Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.

Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.

Видео:Видеоурок. Как развивать воображение у ребенка?Скачать

Видеоурок. Как развивать воображение у ребенка?

Как развить воображение у ребенка?

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • самый красивый рисунок

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни.

Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства.

«Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. С помощью сказок можно весело и интересно развивать детскую фантазию.

Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории.

Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

https://www.youtube.com/watch?v=fJkLW5v1OfQ

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет.

Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко читать стихи и петь песни перед гостями.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз.

Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана.

Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Кукольный театр

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте домашний кукольный театр. Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы.

Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев.

Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта.

Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета.

Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор.

Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок.

Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии.

Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, катать снежки, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе».

Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

https://www.youtube.com/watch?v=gjbL9IiirCQ

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка.

Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили.

Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Виктория Котлярова

Нужно ли ребенку верить в чудеса?

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.

Пройти тест

Видео:Детские Фантазии и Ложь Что с этим делать {РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ}Скачать

Детские Фантазии и Ложь   Что с этим делать {РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ}

Как развивать фантазию и воображение у ребенка?

Фантазия – это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым.

А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется нестандартное мышление. Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность.

Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

Как развивать фантазию у ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение.

Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы.

Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул.

Вы непременно услышите радостные и неординарные решения.

Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш – доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=tGlhQ6xgTB0

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр.

Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней.

Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные.

Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку.

Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения.

Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака.

Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки.

Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем.

Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя».

В них представлено путешествие по городу в разное время года.

Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Советы для взрослых людей

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

🎦 Видео

Как развить воображениеСкачать

Как развить воображение

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ // 4 эффективных упражненияСкачать

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ // 4 эффективных упражнения

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ У РЕБЕНКА? Ментальная арифметика для детейСкачать

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ У РЕБЕНКА? Ментальная арифметика для детей

Мастер-класс "Логопедические упражнения, интегрированные в учебную программу"Скачать

Мастер-класс "Логопедические упражнения, интегрированные в учебную программу"

2 упражнения для развития фантазии и воображенияСкачать

2 упражнения для развития фантазии и воображения

Развитие фантазии и воображения ребенка.Скачать

Развитие фантазии и воображения ребенка.

Как развить воображение ребёнка?Скачать

Как развить воображение ребёнка?

Как развить внимание и концентрацию у ребенка? Нейропсихолог о том, как игры на внимательность учатСкачать

Как развить внимание и концентрацию у ребенка? Нейропсихолог о том, как игры на внимательность учат

Уроки рисования для детей. Упражнение на развитие фантазииСкачать

Уроки рисования для детей. Упражнение на развитие фантазии

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ! Фантазия будет бить ключом:)Скачать

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ! Фантазия будет бить ключом:)

Как воображение помогает в обычной жизни. Как развить воображение и фантазию у детей и взрослых (0+)Скачать

Как воображение помогает в обычной жизни. Как развить воображение и фантазию у детей и взрослых (0+)

Как развить фантазию ребёнкаСкачать

Как развить фантазию ребёнка

Развить фантазию ребёнка поможет «Арт-фабрика»Скачать

Развить фантазию ребёнка поможет «Арт-фабрика»
Поделиться или сохранить к себе: