Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:
- учить детей бережному отношению ко всему живому;
- удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
- прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.
Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.
- Уголок природы в группе ДОУ
- Уголок природы в ДОУ по ФГОС
- Организация уголка природы в ДОУ
- Оформление уголка природы в ДОУ
- Как оформить уголок природы в детском саду своими руками?
- Требования согласно нормативным документам
- Дополнительные требования к организации уголка природы
- Требования к отбору растений
- Значение уголка природы
- Рекомендации по подбору растений для младшей группы
- Своими руками для самых маленьких
- Наполнение уголка природы в средней группе
- Оформление в средней группе своими руками
- Старшая группа: выбираем растения
- Идеи для оформления
- Подготовительная группа
- Идеи для оформления в подготовительной группе
- Календарь природы
- Выводы
- Организация уголка природы в детских садах по ФГОС
- Что такое уголок природы в ДОУ
- Значение экологических и природных уголков в детском саду
- Что он должен содержать
- Оформление уголка живой природы по ФГОС
- В младшей группе
- в средней
- в старшей
- в подготовительной
- рекомендации и требования по подбору материала
- Анализ уголка природы в ДОУ
- Уголок в детском саду для ознакомления с природой
- Чем можно оборудовать живой уголок?
- А так же
- Виды панно и процесс изготовления
- Слово педагога |
- 💥 Видео
Уголок природы в группе ДОУ
Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования.
И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму.
В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ.
Как обустроить?В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы узнаете об альпинарии в детском саду:
Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:
- Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
- Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, — невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя — держать любимцев на руках и гладить их.
- Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.
Значение уголков природы в группах детского сада
Таблица
Скачать в .docx
Познавательное | Развитие внимательности, любознательности, потребности вести систематическую исследовательскую работу.Расширение знаний о живой и неживой природе. |
Воспитательное | Формирование бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, осознание значимости мероприятий, направленных на сохранение видов. |
Эколого-эстетическое | Осознание природных красот, умение видеть прекрасное в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения. |
Практическое | Получение навыков по уходу за растениями и домашними питомцами, привитие инициативности, ответственности. |
Оздоровительное | Близость к объектам живой природы благотворно сказывается на общем состоянии воспитанников, помогает снизить уровень беспокойства, проявления эмоциональной нестабильности. |
Уголок природы в ДОУ по ФГОС
Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:
- СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений);
- Программой воспитания в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОУ по нормам ФГОС;
- локальными актами дошкольной образовательной организации
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними.
https://www.youtube.com/watch?v=dq_STybzxfk
Для этого на этапе ведения организационных работ по обустройству групповой экозоны соблюдать следующие требования:
- В качестве объектов наблюдения выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях отдельного среза экосистемы.
- Растения, обитатели уголка природы должны требовать минимального ухода, обеспечение которого под силу детям дошкольного возраста.
- Объекты и субъекты экозоны должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Уголок природы должен быть источником положительных эмоций.
- Рекомендуется укомплектовать группу несколькими растениями или животными одного вида, чтобы на примере выделения индивидуальных особенностей наглядно продемонстрировать воспитанникам разнообразие живой природы и уникальность каждого индивидуума.
- Все объекты для наблюдений должны быть безопасными. Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями, опасными питомцами, агрессивными представителями видов.
- При выборе наполнения природного уголка важно соотнести условия произрастания растений, проживания питомцев с микроклиматом группы.
Организация уголка природы в ДОУ
Создание экологической зоны в группах детского сада является масштабной и трудоемкой задачей по оформлению детского сада. Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ — это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.
Следующий этап — определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.
Рекомендации по выбору комнатных растений для уголка природы
Таблица
Скачать в .docx
Группа | Рекомендации по подбору | Количество растений | Сорта |
Младшая | Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами.Для младшей группы следует выбирать неприхотливые растения, требующие минимального ухода. | 3-4 | ГераньФикусБегонияКолеусБальзаминФуксия |
Средняя | Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. | 5-6 | АгаваХлорофитумАспарагус |
Старшая | Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися.Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы. | 6-7 | ТрадесканцияЦикламенАмариллисКомнатный виноградПлющПапоротник |
Подготовительная | В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды — интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. | 8-10 | ЦиперусСуккулентыУзамбарская фиалкаБриофиллум |
Объекты природного уголка для временного использования — также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.
- Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
- В летнее время основные объекты для наблюдений — букеты цветов.
- Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
- Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.
Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.
Оформление уголка природы в ДОУ
Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ — учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.
https://www.youtube.com/watch?v=5PgMSA2SUq0
Помимо растений, в экозоне следует расположить:
- Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
- Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
- Дидактические игры, помогающие расширить знания об окружающем мире.
- Муляжи овощей, фруктов.
- Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
- Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой).
В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Читать еще по теме:
Видео:Рыбинские горбачи и щуки-монстры. Незабываемая предновогодняя рыбалка.Скачать
Как оформить уголок природы в детском саду своими руками?
Любить и охранять природу – это задача каждого гражданина, поэтому прививать сознательность нужно с самого детства.
Уход за растениями для малышей – это не просто интересное занятие, а способ открыть еще один красочный кусочек жизни. А если придумать тайну или секрет, то ребенку непременно захочется возвратиться к тому, что он делал.
Превратить уголок природы в детском саду в увлекательную игру – вот первоначальная задача воспитателей.
Требования согласно нормативным документам
Прежде всего нужно ознакомиться с требованиями, установленными на государственном уровне. Согласно нормативным документам, в групповых помещениях запрещается:
- размещать аквариумы, животных и птиц;
- ставить цветы в горшках на подоконниках в тех комнатах, где дети играют и спят;
- выращивать ядовитые и колючие растения.
Особое внимание уделяется безопасности детей. Вазоны должны размещаться на специальных подставках или полках, обязательно закрепленных. Высота размещения растений в горшках не должна превышать 1 метр. Уход и ответственность за уголок природы в детском саду осуществляет персонал учреждения, поливать могут дети.
Дополнительные требования к организации уголка природы
В любом дошкольном учреждении управляющий персонал следит за воспитательным процессом в каждой группе. И одной из обязательных норм программы является создание уголка природы в группе детского сада. При его организации воспитателям следует придерживаться следующих норм:
- Оформление должно быть ярким и красочным, а растения — интересными.
- Приветствуется наличие календаря природы.
- Все материалы должны размещаться на уровне глаз ребенка.
- Инвентарь, необходимый для ухода за растениями, которым могут пользоваться дети, должен храниться в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Сюда могут относиться: палочки для рыхления, губки и тряпочки.
- Если в уголке есть природный материал (камни, веточки, мох), то он должен размещаться в отдельных контейнерах.
- Оборудование, необходимое для проведения опытов, не должно содержать острых и режущих предметов.
Требования к отбору растений
Растения уголка природы в детском саду должны быть типичными для той местности, где живут дети. Конечно же, никто не говорит выращивать деревья, но дети должны понимать, что их окружает.
https://www.youtube.com/watch?v=MIx4c-jUyLQ
Важно помнить, что ребятишки будут стремиться помогать воспитателям ухаживать за растениями. Поэтому нужно выбирать такие виды, которые требуют минимального внимания, чтобы забота о них была бы по силам маленьким исследователям.
При оформлении уголка природы в группе детского сада необходимо выбирать внешне привлекательные вазоны. Они должны удерживать внимание ребенка. Очень хорошо, когда цветки имеют разные листочки по размеру, цвету, форме, структуре. Это помогает детям определять не только общие, но индивидуальные признаки. Понимание разнообразия и многогранности природы определяет жизненные ценности.
Думая о детях, не забывайте о растениях. Некоторые виды требуют особых условий окружающей среды для нормальной жизнедеятельности. Свой выбор следует останавливать на тех, которые способны прижиться в коллективе детского учреждения.
Значение уголка природы
У детей не всегда есть возможность ухаживать за растениями дома. Многие родители не держат вазонов. Но в саду такой уголок является обязательным. И это правило, ведь он выполняет множество важных функций:
- Познавательная. Дети узнают мир, который их окружает, знакомятся со строением растений, стремятся познать их. В маленьких исследователях просыпается любознательность, внимание, наблюдательность.
- Эколого-эстетическая. Именно от эстетического вкуса воспитателя зависит оформление уголка природы в детском саду. Если он красиво оформлен, в нем есть множество деталей (домики, деревья, нарисованы птицы и другие животные), то это обязательно оценят дети.
- Воспитательная. У ребят формируется бережное отношение к флоре, вырабатывается чувство ответственности за зеленые насаждения, осознание значимости их действий.
- Практическое. Дети приучаются к труду, к правилам ухода за питомцами, у них формируется трудолюбие, инициативность.
- Оздоровительная. Многие растения обладают полезными свойствами: фильтруют воздух, впитывают негативные бактерии. Кроме того, в комнатах, где есть вазоны, всегда свежий воздух.
Рекомендации по подбору растений для младшей группы
Самое важное в возрасте 2-3 лет – это научиться различать основные составляющие декоративных культур: листья, стебли, цветки. Поэтому уголок природы в детском саду младшей группы должен иметь крупные вазоны с растениями, у которых большие листки, массивные стебли, есть бутоны. Их не должно быть много. 3-4 представителей флоры достаточно, чтобы малыши уделили им внимание.
Нужно выбирать экземпляры, требующие минимального ухода: полив раз в два-три дня, рыхление земли и очистка листьев от пыли. Эти задания будут посильными для маленьких непосед. Подходящие растения: герань, фикус, бегония, колеус, бальзамин, фуксия.
Своими руками для самых маленьких
Пример организации пространства в младшей группе приведен на фото. Уголок природы в детском саду такого плана сделать очень просто. Обратите внимание, что растений совсем немного, но каждое очень отличается от соседнего.
Отдельно сделан небольшой забор, чтобы отделить зоны. Отличная идея – посадить в прозрачные горшки небольшие растения. Например, фитонию. Она неприхотлива, хорошо растет в тени и не требует ежедневного полива. Ребятам будет интересно наблюдать, как появляются листочки, как внутри горшка развивается маленький мир. Они с удовольствием будут ухаживать за таким уголком природы в детском саду.
Наполнение уголка природы в средней группе
В возрасте 2-4 лет дети часто с радостью посещают детский сад. Уголок природы средней группы уже можно разнообразить более широким ассортиментом растений. В этом возрасте малыши хорошо понимают отличия и могут ухаживать по-разному за растениями.
Например, гладкие листочки протирать тряпочкой, а махровые – стряхивать кисточкой. Будет полезно подбирать цветы с разными оттенками. Самое любимое занятие детей – опрыскивать листья из пульверизатора.
Предоставьте им эту возможность, поместив растения в отдельную емкость или в раковину, и покажите ребятам, как правильно это делать.
https://www.youtube.com/watch?v=lKPaKu4_rbA
В средней группе количество растений можно увеличить до 5-7 единиц. Пополните ассортимент агавой, хлорофитумом, замией, аспарагусом.
Оформление в средней группе своими руками
Предлагаем разнообразить уголок природы в детском саду своими руками с помощью панно. Возьмите деревянную раму и поместите в нее распечатанное изображение пейзажа родного края. Украсьте раму по периметру бусинами и бисером. Из лент или бумаги можно сделать небольшие оригинальные цветы, которые станут интересным дополнением.
Другой вариант панно – это гербарий. Привлечь к созданию композиции можно и детей. Возьмите формат побольше, например, А3, чтобы хорошо было видно детали. Из высушенных листьев и цветов создайте сюжет из сказки или выложите пейзаж. Приклейте все клеем ПВА, а сверху закрепите лаком. Вставьте панно в раму и поместите в уголок природы.
Старшая группа: выбираем растения
У детей старшей группы продолжает формироваться умение сравнивать предметы и выделять схожие и различные черты. Основное внимание уделяется процессу роста и развития растений. Уголок в группе необходимо обязательно пополнить новыми видами: традесканцией, сеткреазией, плющом, фикусом, папоротником, цикламеном, бегониями, амариллисом.
Существует два интересных растения: спатифиллум и антуриум. Первый символизирует женское начало. Он выпускает длинные белые цветки, похожие на каллу. Внутри они изогнуты спиралькой. Второй – антуриум – имеет крупный красный бутон. Центральный листок круглой формы, а посередине выступает длинная желтая тычинка, символизирующая мужское начало. Эти два растения принято ставить рядом.
Идеи для оформления
Животных в уголок природы помещать нельзя. Но можно сымитировать их присутствие. Предложим несколько идей.
- Искусственный аквариум. Возьмите пустой аквариум и на заднем стекле поместите изображения с подводным видом. Пускай там будут кораллы, водоросли, рыбы. Наполните сам аквариум искусственными растениями и камнями. Добавьте башню или красивые раковины. В качестве интересного дополнения закрепите игрушечных рыбок на разной высоте, имитируя их присутствие.
- Птичий дом. Из веток сделайте дерево и поместите на него скворечник. Развешайте небольших искусственных птичек: на ветках, в домике.
- Норка лисички. Из картона вырежьте куст и раскрасьте его. Внизу сделайте отверстие. Картон закрепите на полу. За ним постелите темную ткань. Отверстие будет имитировать норку. В него можно посадить мягкую или резиновую лису.
Подготовительная группа
В этом возрасте дети уже довольно взрослые, и простого наблюдения для них уже недостаточно. Они активно принимают участие в пересадке и знакомятся с методами размножения растений. У них формируются элементарные знания:
- какие условия нужны растениям, чтобы лучше расти – свет, вода, тепло;
- какое у них внешнее строение;
- как с помощью листочка или части вазона можно вырастить новый саженец.
Выбирать для группы можно абсолютно разнообразные растения, количество которых можно увеличить до 10-12 единиц.
Удивить детей необычным оформлением уголка живой природы в детском саду можно, поместив туда прекрасное растение, которое называется «Жених и невеста».
Этот цветок необычен тем, что имеет разные оттенки и чаще всего продается в голубом и белом тонах. Садят два вида в один горшок, и когда они начинают цвести, возникает удивительная картина: одна половина голубая, другая – белая.
Так и прозвали – «Жених и невеста», хотя по-научному он называется кампанула.
Идеи для оформления в подготовительной группе
Рассмотрим фото оформления уголка природы в детском саду в подготовительной группе. Детям будет очень полезно принимать участие в процессе посадки растений. Проводить опыты можно с:
- горохом;
- перцем;
- луком;
- морковкой;
- укропом, петрушкой;
- рассадой цветов.
Обязательно нужно вести дневник, в котором отмечать изменения. Для наглядного понимания цикла роста в уголок природы рекомендуется поместить стенд, на котором будут изображения с фазами развития растения — от зернышка до полноценного ростка.
Календарь природы
Любой уголок природы в детском саду будет выглядеть незаконченным, если в нем не будет календаря природы с изображениями:
- погодных изменений;
- времен года;
- дней недели.
Начиная со старшей группы, дети отмечают, какое сейчас время года, какой день и какая погода на улице. В младшей группе в качестве игры предлагается одеть куклу точно также, как дети одевались на прогулку. Таким образом ребята запоминают, чем отличается зима от лета, и как нужно одеваться в разную погоду.
https://www.youtube.com/watch?v=QVlrC63yP8A
Кроме того, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в каждой группе были:
- игрушечные овощи и фрукты в большом количестве;
- игровые наборы с изображением животных и птиц;
- альбомы и картинки с временами года;
- рисунки детей о природе, поделки из природного материала;
- средства для создания поделок – материалы, клей;
- различные инструменты для ухода за растениями и проведения опытов;
Детей подготовительной группы можно познакомить с такими предметами, как лупа, микроскоп, весы.
Выводы
Любой уголок природы в детском саду является важной частью воспитательного процесса и создается прежде всего благодаря стараниям и работе воспитателей.
Детям нужна природа, особенно в городах, где выезд в лес на пикник – это очень большая редкость, а огородов нет и в помине.
Приучать детей к труду, воспитать любовь к ближним – вот первостепенная задача не только педагогов, но и нас – взрослых ответственных родителей.
Видео:Смотр-конкурс "Уголок природы", МДОУ № 33 г. МакеевкиСкачать
Организация уголка природы в детских садах по ФГОС
Ребенок познает окружающий мир, опираясь на яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы в детском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируется ценностное отношение к окружающему миру.
Что такое уголок природы в ДОУ
Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:
- размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
- размещать растения на подоконниках и в спальне;
- живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.
Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.
Значение экологических и природных уголков в детском саду
Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.
Значение:
- развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
- развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
- воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
- практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.
Растения улучшают качество воздуха
Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.
Что он должен содержать
Поскольку экологические знания делятся на две части: знания о живой и неживой природе, то и содержание уголка должно соответствовать образовательным запросам. По ФГОС ДО основными элементами являются:
- безопасные однолетние и многолетние растения;
- инвентарь по уходу за растениями;
- календарь природы;
- разнообразный материал неживой и живой природы: камни, орехи, желуди, песок, глина и т. д.;
- емкости для опытов с неживой природой и т. д.
Полезно! Знания и о живой, и о неживой природе важны для будущего обучения в школе.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.
решение математических заданий с дошкольниками
уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
в средней
средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
в старшей
с помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
обратите внимание! дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. в уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
в подготовительной
подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. в этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
https://www.youtube.com/watch?v=cw4Un4v_4QY
материалы неживой природы
дополнительная информация! среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром
Требования к отбору обитателей:
- только типичные представители конкретного региона;
- для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
- необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
- каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
- возможно размещение только безопасных растений.
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Анализ уголка природы в ДОУ
Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:
- безопасность;
- доступность;
- полифункциональность;
- соответствие возрасту детей;
- разнообразие;
- дизайн.
После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.
Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.
Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.
Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.
Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.
Видео:"Наш уголок природы", Окружающий мир 1 класс ч.2, с.44-50, Школа XXI векСкачать
Уголок в детском саду для ознакомления с природой
Интересно оформленный уголок природы в групповой комнате дошкольного учреждения является важной частью общего развития ребёнка.
Месторасположение зависит от оформления и его составляющих: наличия растений, их видов, различных панно. Важно, чтобы эта часть комнаты была хорошо освещена, а значит, наиболее подходящее место – у окна.
Часто встречается, когда уголок природы располагается в общем коридоре, при этом он даже может иметь фонтанчик.
Чем можно оборудовать живой уголок?
Следует учесть, что санитарными правилами запрещается оборудовать уголок природы в групповой комнате клетками с животными. Растения не должны представлять опасности для детей (например, иметь колючки). Для разных возрастных групп формируется свой уголок природы в детском саду, варианты можно увидеть на фото ниже.
https://www.youtube.com/watch?v=O-WIuRJmO6g
Знакомство с природой
Младшая группа детей неприхотлива к видам размещённых растений, ведь их познания в области растениеводства очень невелики.
А значит, достаточно расположить несколько видов долго цветущих растений с крупными и ярко выраженными листьями для простоты восприятия детьми. Подойдёт фикус, примула или герань.
Одним из преимуществ уголка является предоставленная малышам возможность ухода за цветами. Разумеется, происходит это под наблюдением воспитателя.
А так же
В средней группе растения уже более разнообразны по внешнему виду, форме листьев. Количество их может достигать шести штук. Детям доверяется поливать растения, но не более. В случае если необходима пересадка, то им можно лишь наблюдать за процессом. Так, очень подходят для этой возрастной категории цветы аспарагус или хлорофитум.
Оформление уголка может включать в себя фигурные поддоны для растений. Старшей группе необходимо большее разнообразие для полноценного развития.
А потому, количество растений для этой возрастной категории детей можно увеличить и до семи видов, при этом они будут привлекать большее внимание, если на разных уровнях от пола горшки с цветами будут располагаться на изящных металлических подставках.
Самостоятельно выполнить их вряд ли удастся, но можно заменить железную конструкцию подвесными кашпо, расположенными на разной высоте.
Природный уголок можно дополнить самописным украшением горшков для цветов. Для этого понадобится гуашь, кисть и декоративный лак. Узор, который наносится гуашью с наружной стороны горшков, может быть самым разнообразным.
Здесь допускаются как конкретные образы, так и просто линии, затейливо перемежающиеся между собой. Для детей старшей и подготовительной групп будет интересно самостоятельно выполнить эту работу. После того, как краска высохнет, горшки покрываются лаком.
И уже затем происходит посадка непосредственно растений.
Виды панно и процесс изготовления
Уголки природы в детском саду требуют в первую очередь творческого вливания в процесс их организации. Так, можно сделать панно, его размеры при этом ничем не ограничиваются.
Понадобится рамка от картины, желательно крупного размера, распечатанная фотография живописной местности родного края, ленты нескольких цветов и бусинки разных размеров. Фотография помещается в рамку, по периметру которой прокладывается одна из лент.
Крепление к дереву можно обеспечить кнопками с тыльной стороны рамы. Предварительно перед закреплением в произвольном порядке к ней пришиваются бусины. Из оставшихся лент выполняются цветы разного размера. Для этого нарезаются кусочки одной длины для каждого цветка.
Затем методом наложения одной части на другую с соблюдением единого центра сшиваются в одной общей точке. Сверху крепится пуговица, подходящая по цвету и конструкция клеится к раме.
Можно выполнить схожее с предыдущим панно, применив предварительно изготовленный гербарий. Уголок природы в картинках тоже довольно интересный вариант.
Для этого нужно на крупноформатных белых листах выполнить композиции при помощи высушенных листьев и цветов. Лучше использовать формат бумаги А3 и больше, чтобы картинки хорошо просматривались издали.
Гербарий в этом случае крепится на клей ПВА.
Высадка живых растений
Творческое течение мысли необходимо для того, чтобы украсить детский сад, оформление уголков для которого является лишь малой частью возможных вариантов.
Так, можно дополнять живой уголок в зависимости от сезона небольшими ящичками с рассадой, которая со временем будет высаживаться на близлежащем участке.
Оформление детского уголка может сопровождаться не только высадкой живых растений, но и осенними букетами из собранных листьев или сушёных цветов.
Качели можно сделать из чего угодно – даже из автошин. Наша статья вам поможет в этом!
Патриотизм надо воспитывать с детства. По https://karuselkin.ru/sad-i-shkola/materialy-dlya-oformleniya-patrioticheskogo-ugolka-kak-privit-lyubov-k-rodine-detyam/ ссылке вы найдете рекомендации на эту тему.
Видео:Сеанс Релаксации. Любимый Уголок Природы. (читает Nikosho)Скачать
Слово педагога |
Смирнова Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа» ДОУ » Ладушки»
Населённый пункт: д. Родина Псковского района Псковской области
Наименование материала: презентация
Тема: «Уголок природы в средней группе»
30.10.2017
Раздел: дошкольное образование
Уголок природы в
средней группе
«Знайка»
Презентация
Воспитатели Детского сада «Ладушки» , филиала МБОУ
«Родинская средняя общеобразовательная школа»
Смирнова С.Г. Буянова О.С
https://www.youtube.com/watch?v=YwW8hUZTp4A
Мир вокруг нас!!!
«
В мире есть не только нужное, полезное , но
и красивое. Мир , окружающий ребёнка, это ,
прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений ,с неисчерпаемой
красотой»
В.А Сухомлинский
Мы пришли сегодня в садик…
Мы пришли сегодня в садик , чтобы
научиться жить, быть помощниками
дома , крепко дружбой дорожить. Мы
без знаний жить не сможем, очень
нам нужны они. Станем мы полезны
людям, Мы – хозяева Земли !
уголка природы:
1. Комнатные растения.
2. Календарь погоды и природы.
3. Альбомы и гербарии.
4. Художественная литература о природе.
5. Дидактические игры природоведческого
содержания.
6. Различные природные материалы.
7. Оборудование для организации
опытнической деятельности.
8. Модели, отражающие предметы и явления
природы
Требования к уголку природы:
1. Учитывать возрастные особенности и
возможности детей.
2.Объекты , предметы, материалы
эстетически привлекательны вызывают
положительный интерес.
3.Все должно быть доступно детям.
4. Соблюдение санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов
СанПиНа 2.4.1.3049-13
Задачи уголка природы средней
группы:
1. Сформировать первые представления о
растении, как о живом организме.
2. Учить устанавливать несложные
взаимосвязи и зависимости в мире природы.
3. Знакомить с видами растений( 5 комнатных
растений- питается, дышит, размножается:
аспаратус, бегония, фуксия, душистая герань)
1. Картинка
сезона ,
модели года и
суток
2.Календарь – с
моделями-
значками( ясно,
пасмурно, дождливо и
т.п.) и указывающие на
них передвигающейся
стрелкой.
3.Наглядно –
схематическая
модель
наблюдений за
птицами
4. Рисунки ,
поделки детей по
теме « Природа в
разные времена
года ».
Формы работы:
1. НОД
2. Самостоятельная деятельность
детей.
3. Совместная деятельность.
4. Работа с родителями.
Всех обитателей в детском саду
подразделяют:
— постоянные ( комнатные
растения ) живут круглый год
— временные вносятся на
короткое время
Временные обитатели уголка природы- это
объекты ,которые вносятся для наблюдений
на непродолжительный отрезок времени
ЗИМА
ЛЕТО
ОСЕНЬ
ВЕСНА
—
Ящики с посадками( лук, овес, бобы и т.п.)
—
Ветки деревьев и кустов в вазах;
—
Икебаны , поделки детей.
—
Ветки деревьев и кустарников в вазах;
—
Ящики с рассадой;
—
Букеты разно цветущих растений.
-Букеты цветов( садовых, полевых) в вазах.
-Букеты осенних цветов в вазах;
-Цветущие растения цветника( астры,
хризантемы)
-Поделки детей из природного материала).
Уголок природы состоит из
мини экологической тропы.
Тропа обозначается символами:
-Зона труда
—
Наблюдение в природе
—
Календарь погоды
-Опыты
-Поделки из природного материала
-Книги о природе, дидактические игры.
Уголок природы
Уголок природы – необходимая часть
воспитательного процесса в детском
саду. Он помогает научить детей
воспринимать красоту природы,
понимание необходимости беречь
природу. В уголке природы можно
разместить не только комнатные
растения, но и календарь природы.
Уголок природы
Календарь природы
Заполнение календаря природы – дело повседневной жизни.
Дневник
наблюдений
за
ростом
лука
Это аквариум — маленький – сухой пруд
в нем разноцветные рыбки живут.
(смена морской тематики меняется
https://www.youtube.com/watch?v=YgikXezqMF4
один раз в месяц)
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок.
Там камни и улитки
И пузырьков поток.
Игры-эксперименты с песком.
« Откуда берётся песок»
Цель: выяснить, откуда в природе берётся песок.
Материал: камни, лист белой бумаги, лупа.
Описание: Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над
листом бумаги. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупу, рассмотрите
это. Как мы получили песок? Как в природе появился песок?
Вывод: Ветер, вода , разрушают камни ,в результате чего и появляется песок.
Темы опытов:
«Из чего состоит песок»
« Теплый — холодный»
«Сухой песок сыпучий»
« Куда исчезла вода»
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну и жить там будет можно!!
Игры-эксперименты с водой
« Вода – жидкая, может иметь форму тазика.»
Цель: Доказать, что вода – жидкая, может течь и принимать различные
формы.
Материал: тазик с водой, стакан, другие ёмкости.
Вывод: Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью.
(дети переливают воду в сосуды различных форм. Что происходит с
водой, какую форму она принимает?)
Темы опытов :
« Окрашивание воды»
« У воды нет вкуса»
« В воде одни вещества
растворяются, другие не
растворяются»
Труд в уголке природы
Мы в группе завели цветочки,
Кусок природы в уголочке-,
Он очень радует всех нас!
Природный материал в уголке природы
Природный материал полифункционален, дети могут использовать
его как дополнительный материал для поделок, для развития
мелкой моторики, ну а так же как любой предмет – заместитель и
предмет оздоровления – это киндер- сюрпризы – форма с
дырочками, куда помещён чеснок и различные травы для
оздоровления.
Коллекция камней , шишки, каштаны, крупы, жёлуди п.т.
Поделки руками детей.
Работа с детьми
.
Природный материал –
совместная деятельность
Совместная
деятельность
.
Готовые поделки
Осень на опушке краски разводила,
А в листве уютно ёжику было.
Самостоятельная деятельность детей
И в десять лет ,и в семь , и в пять
Все дети любят рисовать!
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Создавая уголок природы мы стремились
создать условия для полноценного развития
детей. У нас представлена библиотека
познавательной природоведческой
литературы, красная книга растений,
энциклопедия, книги В. Бианки, Е. Чарушина,
М. Пришвина и других писателей.
Использование наглядных пособий в
различных формах деятельности
Благодаря помощи родителей у нас собрана значительная
коллекция плакатов с изображением пейзажей, разных времен
года, животных, птиц, рыб, насекомых и т.п.
В нашем уголке природы есть большой выбор
дидактических игр экологической тематики.
Любимые игры: « Зоопарк», «Животные севера»,
«Животные жарких стран» с фигурками
животных
Рефлексивный круг (зачем нужны
овощи и фрукты?)
Проблемная ситуация : чтобы было если бы не было овощей и фруктов?
Задачи : Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктов питания.
Воспитывать желание быть здоровым
.
Дидактическая игра
« Полезно- вредно»
Работа с родителями
Творческий союз воспитателя и родителей, различные формы творческого
общения, взаимного уважения могут наполнить жизнь ребенка
интересными делами.
Формы работы – « Изготовление поделок из бросового материала»
Поделки из бросового материала (совместная
деятельность родителя и ребенка)
Вот гусеница. Вам нравится?
Всегда ползком передвигается.
https://www.youtube.com/watch?v=u8HqResnZTE
Вот чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот чашки,
Очень хрупкие ,бедняжки.
Оценка эффективности
-Расширился и систематизировался объём знаний о
растениях комнатных, полевых, садовых.
-Обогатился и активизировался словарный запас
детей.
-Дети стали наблюдать, сравнивать, анализировать,
эксперементировать.
-Использовать полученные знания в различных видах
деятельности.
-Развились такие качества детей, как аккуратность,
ответственность, организованность, взаимопомощь.
Вся работа в уголке природы прошла через разные
виды деятельности.
Спасибо за внимание!
💥 Видео
“Затерянный уголок природы: хутор Большая Федоровка”Скачать
Щуки , судаки, окуни нападали на нас с разных сторон лодки!Скачать
Уголок природы. Глициния.Скачать
Предновогодняя катастрофа на море. ЗДЕСЬ РЫБЫ НЕТ!Скачать
Гномодом или как организовать уголок природы в детском садуСкачать
Лучший уголок природыСкачать
САМЫЕ РАЙСКИЕ МЕСТА НА ЗЕМЛЕ ВИДЕО 4KСкачать
Уголок природы в детском садуСкачать
Стенд Уголок природы Фигурный для детского садаСкачать
Красивый уголок природы в детском садуСкачать
Уголок природы дома.Скачать
Трагедии и комедии первого льда на Рыбинке. Щуки!Скачать
Уголок природы в детском садуСкачать