Творческое начало. Развитие творческого начала

Содержание

Что такое Развитие творческих способностей? Развитие творческих способностей — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Творческое начало. Развитие творческого начала

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать?

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку.

Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем.

Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей? По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут “пробиться” через поток наши забот и переживаний.

Поэтому, прежде чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Это, кстати, справедливо и для развития интуиции, и для других навыков.

В этом прекрасно помогают медитативные практики, а также различные приёмы реклаксации и аутотренинга. Таким образом, вы сможете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей и возможностей.

Кроме того, вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам — состояниям покоя, вдохновения и лёгкости.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Поэтому можно сказать, что один из ключей к раскрытию творческих способностей является регулярная практика медитации.

Чем ещё можно помочь раскрыться вашему безграничному творческому потенциалу?

Не менее важной является работа с ограничивающими убеждениями. Согласитесь, оригинальные идеи не спешат приходить в голову, где крутятся мысли вроде: “Я сама посредственность”, “Куда уж мне…”, “А что подумают другие?” и т.д. Поэтому необходимо работать над образом своего мышления.

В этом могут помочь аффирмации (поймали ограничивающее убеждение — тут же говорите себе взамен что-то позитивное), психотерапия (можно поработать с причинами тех барьеров, которые мы себе выставляем), коучинг (формируем стратегию мышления победителя) и т.

д.

Ещё одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!).

Тренинги креативности

“Запустить” творческое мышление можно и на специальных тренингах. Там можно обучиться специальным приёмам генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к творческим ресурсам, поработать с блоками и ограничениями. Не смотря на то, что специалисты работают в разных подходах и применяют разные техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики

  • Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
  • Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
  • Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
  • Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
  • Синектика. Основной источник креативности, по мнению Уильям Гордона, — в поиске аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объёмный карандаш, её отрицание — плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий.

Развивая творческие способности, вы сможете:

  • Лучше узнать и понять себя;
  • Найти новые решения для стандартных проблем;
  • Взглянуть на мир по-новому;
  • Повысить собственную эффективность
  • и многое другое.

Помните, что вы обладаете безграничным творческим потенциалом!

“Если внутренний голос говорит: “Ты не умеешь”, — непременно начинай писать, и тогда он замолчит”.

Винсент Ван Гог.

“Наша Жизнь — это произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы всё равно творим”.

Тит Нан Хан.

Творческие способности есть у каждого человека. Это подтверждают многочисленные… Читать дальше

  1. Осанка.
  2. Расслабление.
  3. Дыхание.
  4. Артикуляция.
  5. Разминка.
  6. Развитие слуха и чистота интонирования.
  7. Регулярность занятий.

И последний важный ингредиент… пойте от сердца.

Осанка

Для начала особое внимание уделите ровной осанке. Благодаря ей ваш звук будет значительно лучше. Для ровного положения тела… Читать дальше

Так уж сильно все вокруг озадачены вопросами популяризации и развития блога, что, наверное, вопрос поиска “своих” тем покажется вам интересным! Сейчас и проверим. А на помощь нам, как обычно, придёт… Астрология. Спасибо прекрасной Kатe Дятловой за её максимально информативные… Читать дальше

Обрати на это внимание. Вдохни запах дождя и почувствуй ветер. Живи свою жизнь на полную силу и борись за свои мечты!

В одной провинции в Китае уже четыре месяца не было дождя. Погибал урожай, людям грозил голод. Три деревни собрали последние деньги и решили привезти из другой провинции “вызывателя… Читать дальше
30 октября в 18:00 литературный клуб “Имена” приглашает всех на вечер, посвящённый памяти выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Будет показан документальный фильм о творчестве Мастера. Встреча состоится в конференц-зале Центральной городской библиотеки имени А.С.Пушкина. В рамках…Читать дальшеБиблиотека №15 приглашает всех любителей читать, создавать и коллекционировать комиксы на творческую встречу с молодыми комиксистами Никитой Терсенёвым и Елизаветой Горло — участниками Всероссийского “Комикс-марафона 2019”. Встреча состоится 19 октября в 14:30.Всероссийский “Комикс-марафон 2019” —…Читать дальше
С 14 октября в Центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина работает выставка “Водились Пушкины с царями…”, организованная в рамках проекта “Большое чтение на 60-й параллели. Пушкин ещё раз…”, посвящённого 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина. На выставке представлены копийные изобразительные…Читать дальше27 октября Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина приглашает друзей на Клубное воскресенье. С 11:30 до 19:00 все желающие смогут поучаствовать в мастер-классах для детей и взрослых, семинаре-тренинге от психолога Общероссийской психотерапевтической лиги, семейном кинопросмотре, обсуждении…Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Развитие творческих способностей”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/razvitie_tvorcheskih_sposobnostey/

Как развить в себе творческое начало?

Творческое начало. Развитие творческого начала

Человек может подходить к решению любых задач – и профессиональных, и личных, и бытовых – двумя разными способами: путем анализа и рассуждений, подключения логики, и через интуитивные озарения, необычные, нестереотипные решения. Так получается из-за того, что в работе полушарий головного мозга есть принципиальные различия.

Логика или эмоции?

Правое полушарие – творческое, эмоциональное, а левое – рациональное, логическое. Человек никогда не думает двумя полушариями одновременно.

Когда одно из них активно участвует в решении задачи, другое в это время находится в покое. Незаметно для нас полушария периодически сменяют друг друга – активное левое отключается, а правое начинает работать. Потом наоборот.

И вот тогда вдруг неожиданно появляется решение, на ум приходят самые лучшие идеи.

Но обычно у человека активно используется только одна какая-то часть – логическая или творческая. И это приводит к трудностям – рационалам трудно подключить эмоции, стать менее сухими и расчетливыми, придумать что-то новое, нестандартное.

А творческим натурам трудно просчитать последствия и прислушаться к голосу разума, утихомирить свою экспрессивность и импульсивность. Среди людей больше всего тех, кто пользуется левым полушарием, они почти не используют свое творческое начало и их правое полушарие почти не работает.

А творческих людей меньше, всего около 15%.

Как думать – лучше?

Работа мозга становится гораздо эффективнее, когда оба полушария работают вместе, согласованно. Мышление становится необычайно ясным и глубоким, творческое вдохновение и рациональный подход гармонично дополняют друг друга. Однако такое единство двух противоположных способов мыслить встречается крайне редко.

Поэтому всем «левополушарным» логикам стоит развивать свой творческий потенциал, данный природой. Даже если вы считаете себя человеком практичным и разумным, который неспособен что-то изобрести и проявить креативный подход – вам под силу стать другим и многократно повысить качество и силу своего ума.

Расширяйте границы

Есть много упражнений, которые заставляют преодолевать ограниченность, узость мышления. Вот одно из них: посмотрите на рисунок с 4 точками.

Как видите, они расположены так, будто составляют квадрат. Но через эти 4 точки нужно провести три линии, причем так, чтобы они образовали треугольник. Ни одна точка не должна остаться неиспользованной. Каждая должна лежать или на грани треугольника, или на одной из его вершин, смотря какой треугольник вы нарисуете.

Рисунок в стиле Пикассо

Чтобы развить правое полушарие, необязательно ломать голову над творческими задачками. Можно поступить проще – взять кисти или карандаши и приступить к рисованию. Как известно, левым полушарием управляется правая рука, а правым – левая.

Поэтому для развития творческого начала рисовать надо левой рукой, т.е. разбудить и активизировать правое полушарие. Для усиления эффекта можно даже закрыть глаза.

Чем чаще вы будете создавать такие рисунки, тем чаще будет работать ваше правое полушарие, тем активнее оно будет влиять на качество и продуктивность мышления.

Правой – левой!

Можно не только рисовать. Особенно если вам не очень нравится это занятие. Потому что можно просто использовать левую руку вместо правой. Не обязательно делать это всегда, но время от времени – стоит.

Во-первых, это само по себе практично, потому что постепенно для вас уже не будет разницы, какой рукой действовать.

Во-вторых, эффект вы получите такой же – пробудится ваше творческое начало и появится много новых, полезных идей для изменения качества вашей жизни.

Сколько человек может не спать? Часто ли вы ловите себя на мысли о том, что в сутках слишком мало часов и было бы неплохо увеличить время бодрствования, хотя бы за счёт сна. Но действительно ли такой подход верен и стоит ли подвергать свой организм подобным экспериментам? Сейчас мы и попытаемся это выяснить.Творческие способности, креативное мышление, способность принять оригинальные решения – все эти качества, несомненно, пригодятся вам для достижения поставленных целей. Но что делать, если мозг цепляется за шаблоны и не хочется двигаться в нестандартных направлениях? Развивать фантазию!
Развитие творческих способностей Конечно, многие из нас хотели бы быть более творческими людьми, но творчество часто ассоциируется только с каким-то исключительным талантом, каким вы можете не обладать. Или же вы говорите, что момент творческого развития для вас упущен. Однако, так ли это?.. Что почитать для саморазвития? Книги – это неисчерпаемый колодец знаний. Поэтому если хочется принести пользу своей душе и разуму, возьмите литературу для саморазвития. Какую? Мы дадим вам несколько примеров.

Источник: http://kak-bog.ru/kak-razvit-v-sebe-tvorcheskoe-nachalo

Урок 5. Развитие креативности

Творческое начало. Развитие творческого начала

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

Этих характеристик всего четыре:

  • Продуктивность
  • Гибкость
  • Оригинальность
  • Умение решать сложные задачи

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров.

По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность».

В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход.

Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты.

Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее.

То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен.

А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми.

Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации.

Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению.

В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Евгений Буянов← 4 Устранение разрыва6 Теории креативности →

1Когнитивистика, 1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/razvitie-kreativnosti.php

Фазы и этапы развития креативности

Творческое начало. Развитие творческого начала

Становление творческого потенциала ребенка может осуществляться несколькими путями.

Один из них – естественный – развертывание генетической программы организмы, другой – создание специальных условий, которые могут способствовать пробуждению и развитию творческих способностей.

Причем, творческие способности отличаются от способностей к интеллектуальным занятиям [49] и имеют свои определенные особенности и этапы становления.

Этапы творческого становления

Известный американский исследователь способностей Х. Гарднер считает, что кривая развития творческих способностей детей и подростков имеет U-образную форму со снижением в начальной школе.

Данное обстоятельство объясняется, по его мнению, тем, что в школе ребенок подчиняется жесткой дисциплине и перестает экспериментировать с символическими системами [32]. Возможно, это также связано с культурными образцами мышления. В старших классах способность к творчеству усиливается, но уже на другой когнитивной основе. Исследователи одаренности Л.С.

Выготский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич заметили, что креативность проходит как минимум две стадии возрастного развития[6;11;16;43-45].

Первая фаза проявляется как общая способность, неспециализированная в какой-либо деятельности; этот период совпадает с дошкольным возрастом – 3-5 лет.

Механизм этой фазы креативности – подражание взрослому, особенно в литературном и художественном творчестве. Недостаток знаний ребенок восполняет за счет фантазии. В.С.

Юркевич такую креативность называет “наивной”, а П. Торренс считает природным даром.

Вторая фаза проходит в 13-20 лет и возникает как “специализированная креативность”. Эта креативность основывается на определенном типе мышления и приобретает профессиональный настрой, дополняя первую неспециализированную креативность.

Эта фаза отвергает подражание и переходит к оригинальному творчеству. Зрелая культурная креативность старается преодолеть стереотипы.

На основе культурной креативности, которая имеет менее массовый характер, возникает творческая личность, способная к исследовательской деятельности.

Наиболее сензитивным возрастом развития исследовательской деятельности является младший школьный и начало подросткового возраста. Особенно это проявляется у одаренных детей. На этом этапе требуется активная поддержка родителей.

В онтогенезе способность к творчеству складывается постепенно и проходит ряд стадий развития. А.Э. Симановский выделяет три стадии развития творческого мышления в детском возрасте – наглядную, причинную и эвристическую.

Раньше других развиваются зрительные представления (5 лет), словообразование (6 лет), способность к аналогиям (9-10 лет, способность образования фраз (10-11 лет). К 12-14 годам формируется эвристическое мышление. У дошкольников формирование креативности происходит с помощью взрослых. Они ставят творческие задачи, создают специальную среду.

Таким образом, взрослый создает для дошкольников эвристическую структуру. Главным в развитии креативности дошкольника – взаимоотношения с взрослым (Тютюнник)[цит по :19].

Г.А. Барышева и Ю.А. Жигалов (2006) установили, что становление креативности включает несколько этапов [5].

1 этап – пробуждение. Происходит накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта;появляется информационное пространство и импульс побуждения творчества (мотивация).

2 этап – подражание, имитация. Происходит освоение эталонов креативного поведения, освоение технологий и способов творческой деятельности. Главное здесь – освоение технологий.

3 этап – импликация (связи). Перенос в новые условия усвоенных связей, поиск новых связей и отношений. Здесь появляется источник “Я-концепции” в смысле собственных возможностей и импульс к развитию позиции творца.

4 этап – трансформация – преобразование опыта в соответствии с индивидуальными возможностями, особенностями, потребностями.

5 этап – гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности. Становление творческой индивидуальности.

В.Н. Дружинин определяет креативность как синтез одаренности и определенной структуры личности. Он считает, что это происходит на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания. Происходит формирование системы мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации)(Дружинин[16].

Раннее проявление одаренности (вундеркинды)

Считается, что интеллектуальный вундеркинд – это ребенок, который умеет решить нетривиальную задачу, не имея при этом особых знаний.

В области математики и искусства талант обнаруживается очень рано: у Моцарта в 3 года, у Гайдна, Ампера, Гаусса в 4 года, Репина в 5 лет и т. д. Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики.

Отсутствие ранних склонностей и достижений не свидетельствуют об отсутствии таланта. Многие известные ученые и писатели проявили свои выдающиеся способности в позднем возрасте (В. Скотт, И.А. Гончаров, С. Музыканты, Аксаков, К. Линней, Л. Пастер). А. Эйнштейн поздно научился говорить, Р. Майер, Р. Декарт, Либих, Ньютон считались в школе неспособными. Гегеля в философии считали идиотом.

Английский психолог Дж. Селли установил иерархию выдающихся специальностей. Чем более специальной является способность, тем она раньше проявляется. У него получился такой ряд: музыка, живопись, скульптура, литература, история, философия, естествознание [15, с. 170]. Н.С.

Лейтес пишет: “Выражения “одаренные ученики, “выдающиеся дети” – весьма условны [24, с.15-16]. Нередко умственный подъем происходит за счет возрастных факторов, не имеющих определяющего значения. Интересные данные имеются в японском фольклоре: в 10 лет – гений, в 15 – талант, в 20 – обыкновенный человек.

И только если сдвиги, имеют определенную направленность, они могут иметь долгосрочное значение.

Возможность достичь выдающихся результатов зависит не только от способностей, но и от мотивационных факторов, а также условий, способствующих проявлению таланта. По данным Е.И. Щеблановой, число одаренных школьников 1-3 классов к третьему классу уменьшилось на одно треть [46 и др.].

С другой стороны, у некоторых учеников увеличился уровень одаренности. Исследования показывают, что на разных этапах развития талант может быть, как развит, так и загублен. По данным Торренса (1962) [19, с.320], 30% отчисляемых из школ, составляют дети одаренные и сверходаренные. А.М.

Матюшкин отмечает, что среди одаренных детей часты депрессии и самоубийства [25]. Именно поэтому необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности [28].О.В.

Звонарева считает, что психолого-педагогическая сопровождение одаренных детей – важная предпосылка их будущих достижений [по 19:Звонарева, с.26].

Источник: https://studbooks.net/1751985/pedagogika/fazy_etapy_razvitiya_kreativnosti

Роль семейного театра в развитии творческого начала у детей

Творческое начало. Развитие творческого начала

«Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мертвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы».

Этот афоризм Иоганна Фридриха Шиллера представляет театр как образцовый воспитательный инструмент, направленный на развитие творческих способностей детей через театральную деятельность, способную развить у ребёнка не только чувства и креативность, но и во многом формирующую его будущее мировоззрение.

Роль театра в развитии творческого начала у ребенка

Дети очень любят играть. Взрослея, они всё больше времени и сил тратят на приобретение интеллектуальных знаний и практических навыков. Занятия театром — это игра, которая даёт возможность пережить новые эмоции, воспитать отношение к событиям, происходящим на сцене и в реальном мире.

Надо учитывать! Далеко не все ребята чувствуют в себе желание лицедействовать. Но театр тем и хорош, что практически любой ребёнок сможет найти в нём творческое занятие по душе, помогающее ему самовыразиться.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Для любой постановки нужны помощники, участвующие в увлекательном процессе создания декораций и костюмов.

  • Дети дошкольного и младшего школьного возраста ловко справляются с аппликацией и оригами. Подготовка сцены для настольного театра им вполне по силам, если курировать проект будут взрослые.
  • Ребята могут принять участие в переодевании игрушек в «костюмы», загримировать их и даже придумать неожиданный поворот в сюжете будущего спектакля.
  • Музыка также вызывает детский интерес. Чем младше ребёнок, тем меньше у него возможностей аккомпанировать актёрам, но тем больше у него желание почувствовать себя музыкантом. Участие народных инструментов: трещоток, свистулек, гуслей, позволяет создать музыкальное настроение спектаклю.
  • Всегда находится работа и для любителей песен и танцев.

Театральные упражнения для детей

Театр как средство воспитания

Театрализованная деятельность, в отличие от других видов искусства, помогает не только формированию и развитию творческого потенциала, она способствует социализации ребёнка, учит его взаимодействовать с «коллегами по сцене», воспитывает социальную позицию и обогащает жизненный опыт.

Роль театра в воспитании детей

Находясь на сцене, ребёнок знакомится с понятием коллективного творчества, когда от каждого участника в равной степени зависит общий результат.

Вживаясь в предложенный образ, он имеет возможность примерить на себя разные характеры. Робкому и застенчивому мальчику важно пережить образ героя, воина, чтобы поверить в себя. А слишком доверчивый ребёнок, сыгравший коварного, хитроумного злодея, начинает более обдуманно относиться к словам и предложениям чужих людей.

Постановки могут носить исторический характер. Это пробуждает интерес к прошлому родной страны, культуре и традициям своего народа. Все эти аспекты помогают рассматривать театрализованную деятельность как средство нравственного воспитания дошкольников.

С какого возраста ребенок может заниматься театрализованной деятельности

Уже в 3-4 года малыш может принимать участие в театральных действиях. Первое знакомство с этим искусством начинается с пальчикового кукольного театра. В этом возрасте ребёнок переживает образ с помощью характерных для персонажа движений, звуков.

Занятие дошкольников театр

С интересом относятся воспитанники ДОУ младшего дошкольного возраста к спектаклям, разыгранным по знакомым сказкам прямо на столе, с персонажами, сделанными из бумаги или сшитыми из фетра.

Обратите внимание! После чтения воспитатель показывает ребятам спектакль, снова медленно, отчётливо говорит текст. В дальнейшем ребята могут заканчивать начатые воспитателем фразы героев. Это развивает память, умение внятно и правильно говорить.

Хорошо известный текст можно распределить для исполнения по ролям. Для проведения импровизированного спектакля требуется немного. Достаточно раздать участникам атрибутику, символизирующую характер персонажа. Это могут быт цветные накидки, маски или одетые на голову актёров ободки с изображением героя: лисы, зайца, петушка.

Занятие про театр дошкольники

Полезные театральные упражнения и игры для дошкольников

Репетиции должны помочь формированию определённых навыков у воспитанников

  • Речевые разминки способствуют развитию речи, улучшению выговаривания звуков.
  • Пальчиковые игры благотворно влияют на мелкую моторику, служат разогревом перед работой с кукольным театром.
  • Пантомима является отличным способом для работы с образным мышлением и фантазией малыша.

Театральные игры и упражнения для детей

Маленькому актёру важно уметь донести до зрителя исполняемый им образ. Для достижения цели мало иметь костюм, намного важнее научиться использовать подходящие для случая громкость и ритм голоса.

Обратите внимание! Проводя занятия в детском саду по теме театр можно воспользоваться произведениями народного творчества, отрабатывая с ребятами интонации. Один и тот же текст произносить в вопросительной, а потом и в утвердительной форме. Менять манеру речи с ласковой, баюкающей на восклицательную и даже назидательную.

У кота ли, у кота

Колыбелька золота;

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова;

У дитяти моего

Есть помягче его.

Упражнения для детской театральной студии или кружка

Развить воображение помогает пантомима. Чем меньше возраст ребят, тем проще должны ставиться перед ними задачи. На начальном этапе взрослый предлагает отгадать воспитанникам изображённые им действия. Например, он показывает, как месит и раскатывает воображаемое тесто, красит стену или застилает постель и взбивает подушки.

Усложняя задачи, педагог старается показать уже не действие, а эмоции. Например, споткнувшись, он приседает, потирает ушибленную ногу, низко опускает голову, вытирает ладонью невидимые слёзы.

В конспекте занятия обязательно должны присутствовать произведения, подходящие для соединения речевой и двигательной активности ребёнка. Воспитатель первый произносит слова и показывает движения, которые вслед за ним повторяют ребята.

Катился месяц ясный

По лазоревому небу,

(Движение кистей рук напоминает наматывание нити на клубок; начав его выполнять на уровне пояса с левой стороны, продолжать «мотать», поднимая выпрямленные руки, и опустить их с правого бока).

Кидал лучи светлые

(Держа в левой руке воображаемую корзинку, правой рукой доставать из неё лучи и раскидывать вокруг себя)

На быструю реку

(кистями рук изображаются плавные движения волн)

Высоко звезда восходила

(встав на цыпочки, вытянуть руки вверх над головой, потянувшись как можно выше)

Выше лесу, выше тёмного,

(стоя на цыпочках начать окачивать поднятые вверх прямые руки)

Выше ельничку-березничку

(начать качать корпус и продолжить движения рук из стороны в сторону)

Выше зелёной дубравушки.

(изображая деревья, гнущиеся под ветром, сгибать корпус, работать руками, кистями и пальцами)

Занятия в детском саду и вне его

Занятия и консультации, проводимые работниками ДОУ, играют важную роль в формировании личности подрастающего ребёнка.

Тем не менее, самая большая ответственность за все пробелы в воспитании ложится на семью.

Особенно важно, чтобы участие родителей в творческой жизни ребёнка не свелось к посещению утренников и желанию записать одарённое чадо во все имеющиеся в округе кружки дополнительного образования.

Семейный театр развитие творческого начала в ребенке

Совет! Чтобы устроить дома праздничный концерт, не надо иметь специальное образование и фантастические финансовые возможности. Надо к имеющемуся желанию добавить немного фантазии, потратить чуточку времени, и тогда всё непременно получится.

Семейный спектакль — отличный способ отметить детский день рождения или сделать подарок для бабушки от детей и внуков. Сюжетом может стать любимая сказка, праздничное событие или весёлая история, случившаяся с членами семьи во время путешествия.

Совместное творчество удивительным образом сближает членов семьи разных поколений и даёт пищу для совместных воспоминаний на долгие годы.

Творчество делает жизнь ярче и насыщенней. Ребёнок, приобщённый с раннего возраста к миру театра, может не стать великим актёром, но он уже никогда не сможет сказать, что в его детстве не было ярких и счастливых дней.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/rol-semejnogo-teatra-v-razvitii-tvorcheskogo-nachala-u-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.