Как правильно работать на манипуляторе

Содержание
  1. Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов – Основные средства
  2. Техническое обслуживание
  3. Гидравлическая жидкость
  4. Диагностика и ремонт
  5. Конструкция и принцип действия крана-манипулятора
  6. Мобильность и грузоподъемность
  7. Исследование твердого тела на примере крана-манипулятора
  8. Результаты
  9. Выделение определенного механизма в системе
  10. Сравнение конструкций
  11. Выводы и загрузка модели
  12. Оператор манипулятора: особенности профессии
  13. Описание профессии
  14. Где выучиться профессии оператор манипулятора?
  15. Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС
  16. Личностные качества профессии оператор манипулятора
  17. Уровень заработной платы профессии оператор манипулятора
  18. Плюсы и минусы профессии оператор манипулятора
  19. Работа с краном-манипулятором: правила эксплуатации техники
  20. Как работать с краном-манипулятором
  21. Площадка для работы манипулятора
  22. Расположение крана-манипулятора и перемещаемых грузов
  23. Правила складирования тяжеловесных грузов
  24. При работе манипулятора строго запрещено:
  25. Варианты применения кранов-манипуляторов
  26. Что это за техника
  27. Виды КМУ, возможности оборудования
  28. Где применяют краны
  29. Выбор КМУ для грузовика
  30. Почему удобно работать кранами-манипуляторами
  31. по теме: Манипулятор Palfinger PK35000C
  32. Как работать на манипуляторе новичку видео
  33. Подготовка к работе
  34. В процессе
  35. Завершение работы КМУ
  36. Обучение работе на манипуляторе
  37. Показания приборов и визуальный контроль
  38. 📽️ Видео

Видео:Обучение по профессии Машинист крана - манипулятора || ЦОПОСкачать

Обучение по профессии Машинист крана - манипулятора || ЦОПО

Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов – Основные средства

Итак, вы приобрели новую КМУ. Чтобы поставить ее на учет в Ростехнадзоре, надо представить договор на обслуживание приборов безопасности в какой-либо аттестованной сервисной организации. Владельцу же рекомендуется выполнить по крайней мере визуальный осмотр и проверку герметичности гидросистемы, так как возможны повреждения при транспортировке.

Прежде всего пользователи не читают инструкцию по эксплуатации. Знакомство с КМУ следует начать с ее внимательного изучения, это поможет избежать многих неприятностей.

Самая главная и типичная ошибка в эксплуатации: использование в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной производителем. Половина отказов КМУ в эксплуатации происходит из-за этого. Потребители часто не понимают важности характеристик рабочей жидкости и думают, что можно заправить в КМУ любую гидравлическую жидкость.

Отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания – просто-таки бич КМУ. Узлы трения не смазывают, и в них идет повышенный износ. Через год-два такой эксплуатации в соединениях манипулятора возникают огромные люфты: шатаются колонна, секции стрелы, а порой и аутригеры.

Третья проблема – постоянные ошибки операторов при управлении КМУ. Научиться управлять установкой просто, достаточно прочитать инструкцию и попрактиковаться всего несколько минут. У некоторых компаний, продающих манипуляторы, есть услуга – обучение операторов. И тем не менее часто управляют КМУ совершенно неправильно.

При транспортировке КМУ фиксируют в сложенном положении на специальных кронштейнах и упорах стальными пальцами либо пружинными кольцами. Так же фиксируют в транспортном положении аутригеры.

Перед началом работы фиксаторы следует снять, стрела должна раскладываться из транспортного положения в определенном порядке, который описан в инструкции. Вначале следует вторую секцию стрелы поджать к первой, сняв с кронштейна, а только затем раскладывают первую секцию.

Если этого не сделать, либо кронштейн ломается, либо стрела пружинит соскакивая с него, и падает, разбивая все, что находится ниже.

В процессе работы операторы часто ударяют стрелой по окружающим предметам и даже по кабине, забывают убирать аутригеры и повреждают их при движении. Распространенная ошибка: неправильная работа с грузом, например грузы волокут по земле стрелой.

При подъеме груза стрела должна занимать определенные положения (все они описаны в инструкции). В противном случае грузоподъемность стрелы будет значительно ниже ее реальных возможностей, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки.

Например, максимальная грузоподъемность достигается при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ такова, что при подъеме груза нагрузка на один гидроцилиндр может быть 85%, а на другой только 15%.

Нельзя использовать манипулятор не по назначению: упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для того, чтобы поменять колеса, либо пытаться вытолкнуть застрявший автомобиль из грязи, упираясь в землю стрелой.

При этом механизм КМУ испытывает нагрузки, на которые он не рассчитан, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Чаще всего страдает гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как на него приходится самая большая нагрузка. Если гидравлические контуры защищены от перегрузки редукционными клапанами, то механические детали защиты от нештатных нагрузок не имеют.

Часто операторы не выставляют опоры на нужную ширину. Это приводит к опрокидыванию установки.

После длительного простоя на морозе гидросистему нужно сначала разогреть: дать насосу поработать на холостом ходу, выполнить несколько движений без нагрузки, погонять жидкость по малому кругу, через бак минут 10…15.

Затем медленно, плавно начинать работать с КМУ и проверить выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних положений.

Летом так тщательно разогревать гидросистему не требуется: раскладывание манипулятора из транспортного положения, выдвижение аутригеров, проверка рабочих функций – эти подготовительные операции позволяют прогреть жидкость.

https://www.youtube.com/watch?v=0pqt2RRY3JQ

Если у КМУ нет маслоохладителя, его роль выполняет бак, поэтому бак должен быть достаточно большой вместимости, примерно равной объему, который накачивает насос за 2…3 минуты. Например, если подача насоса 50 л/мин, то вместимость бака должна составлять 100…150 л.

К сожалению, бывает, что владельцы используют бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В результате жидкость быстрее стареет, повышается вероятность ее перегрева – недостаточный объем жидкости не успевает охлаждаться во время работы.

В результате такой «экономии» компоненты гидросистемы быстрее изнашиваются.

Техническое обслуживание

Предусмотрено техобслуживание КМУ ежедневное, еженедельное, квартальное и т. д. Периодичность указывают в инструкции и в моточасах, и в днях. Приводится карта смазки с указанием способа смазки: под давлением (шприцевание) или нанесение на трущиеся поверхности. Имеются и таблицы рекомендуемых технических жидкостей и смазок.

Описывается даже порядок мойки КМУ. Комплекс работ по обслуживанию манипулятора (замена жидкости, фильтров, смазка шарниров) не сложен, при необходимости его может выполнять сам владелец. Ежедневное ТО – это визуальный осмотр КМУ и всего автомобиля. Следует проверить функции установки, особенно работу приборов безопасности.

Еженедельное обслуживание включает в себя шприцевание шарниров.

Выполняя ТО, не следует забывать о поворотном механизме. Если он находится в масляной ванне, масло также следует периодически менять. Аутригеры нуждаются лишь в смазке шарнира. Надо следить за состоянием штоков, содержать их в чистоте от грязи, попадающей с дороги.

Необходимо следить за чистотой разъемов для подключения гидравлических орудий, так как на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется использовать защитные колпачки, а для электрических разъемов применять специальную смазку, так они меньше корродируют от соли на дорогах.

На некоторых моделях КМУ имеются охладители масла. Их следует регулярно очищать от пыли и грязи, следить, чтобы ничто не препятствовало доступу воздуха. Обязательно регулярно подтягивают резьбовые соединения деталей крепления манипулятора к надрамнику и т. д.

, проверяют состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки указаны в инструкции.

Гидравлическая жидкость

Рекомендуется во время работы следить за температурой жидкости по термометру, совмещенному с датчиком уровня жидкости в баке. Конечно, если температура достигла критической, надо остановить КМУ и дать жидкости остыть. При 100 °С жидкость в значительной степени теряет свои прежде всего смазывающие свойства, начинает интенсивно окисляться.

Следует заменять гидрожидкость не реже раза в год, даже если КМУ работала мало или вообще не работала. Жидкость гигроскопична, она впитывает влагу, это приводит к превращению масла в эмульсию, что крайне опасно для силовых цилиндров и гидрозамков, к коррозии металлических компонентов гидросистемы. При замене жидкости обязательно заменяют и фильтры.

В некоторых установках имеется только один фильтр в гидросистеме – сливной, в баке. Если техника работает при более высоких давлениях, требования к очистке масла у нее повышены и в системе устанавливают второй фильтр – в напорной ветви между насосом и гидрораспределителем.

В гидросистеме КМУ HIAB с дистанционным управлением, например, устанавливают даже три фильтра.

В гидросистеме может быть установлен индикатор засорения фильтра – манометр. При нормальных условиях эксплуатации стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра.

Если же стрелка начинает резко уходить в зону повышенного давления, значит, надо обратить внимание на условия эксплуатации.

Например, при работе в условиях высокой запыленности (в пустыне, в запыленном складе) следует чаще заменять фильтры и жидкость.

КМУ складывают в транспортное положение, откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. Заправляют свежую жидкость, устанавливают новый фильтр. Затем рекомендуется несколько раз сложить-разложить манипулятор, чтобы гарантированно заполнить систему.

Никаких специальных пробок для выпуска воздуха открывать не надо, так как КМУ имеют гидросистемы открытого типа и весь воздух выходит через сапун бака. Если бак чистый, промывать его нет необходимости.

Рекомендуется дополнительно фильтровать жидкость перед заправкой в гидросистему: с помощью несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и далее в бак КМУ.

https://www.youtube.com/watch?v=gcXqQC4_4Us

На дне гидробака есть углубление с пробкой, в котором отстаиваются вода и грязь. Этот отстой следует регулярно сливать – раз в неделю. Если отстоя сливается много, необходимо компенсировать убыль жидкости доливом. Доливать следует аккуратно, из чистой посуды и через сетчатый фильтр, чтобы в бак не попала грязь.

В гидросистеме может быть заправлена всесезонная жидкость. Однако при значительной разнице температур воздуха между летним и зимним периодами универсальная жидкость будет не очень хорошо работать, а потому рекомендуется заменять жидкость на летнюю и зимнюю.

При выборе зимней жидкости рекомендуется проверить температуру застывания: она должна быть существенно ниже предполагаемых температур окружающей среды, так как вблизи точки застывания жидкость превращается в густую студенистую массу.

Слитую сезонную жидкость можно использовать повторно в следующем сезоне, если она еще не потеряла своих свойств.

Недопустимо использование летней жидкости в холодный период и зимней жидкости – летом.

Летняя жидкость зимой будет слишком густой, и в момент запуска холодного манипулятора возможно превышение давления в системе выше допустимого, насос не справится с прокачкой загустевшей жидкости по системе, возможны поломки насоса или компонентов гидросистемы – уплотнений и шлангов. Замерзшие редукционные клапаны не смогут сбросить давление.

Зимняя жидкость в жару будет слишком жидкой. Возможен перегрев гидросистемы, который приведет к выходу ее из строя. От перегрева пересыхают уплотнения гидравлических компонентов, поэтому неизбежно увеличатся утечки, а уменьшенные смазывающие свойства жидкости приводят к задирам в гидроузлах.

Производители КМУ дают рекомендательные таблицы рабочих жидкостей, зимних, летних и всесезонных. Тем не менее при подборе жидкости рекомендуется дополнительно проконсультироваться с производителем или продавцом жидкости.

Диагностика и ремонт

Рекомендуется с периодичностью, указанной в инструкции, измерять зазор между телескопическими секциями стрелы и пластинами скольжения, а также следить за толщиной опорных пластин скольжения цилиндров. Стрела кладется на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу.

Некоторые производители рекомендуют регулярно смазывать трущиеся поверхности, некоторые (в случае когда пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки) не рекомендуется смазывать, так как на смазку налипает пыль. Необходимо своевременно менять пластины, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и перемещения КМУ были более точными.

К сожалению, на практике часто пластины скольжения не меняют, пока «металл не начнет скрести по металлу».

Гидроцилиндры – очень долговечный компонент. У КМУ высокого класса и через 10 лет цилиндры обычно не имеют износа и даже «родные» уплотнения еще в хорошем состоянии. Однако рано или поздно приходит пора ремонта. В гарантийный период рекомендуется применять только оригинальные запчасти, чтобы не потерять права на гарантийное обслуживание.

Известно, что ряд деталей производители КМУ закупают у сторонних компаний: это уплотнения, фильтры и т. д. Эти специализированные компании сами поставляют на российский рынок свои изделия (те же фильтры, манжеты), и цена на них, как правило, ниже, чем на «оригинальные».

Поэтому в послегарантийный период можно устанавливать такие запчасти без ущерба для производительности КМУ, но только если есть уверенность в их качестве.

Однако это относится только к запчастям от проверенных поставщиков и только к расходным материалам – уплотнениям, фильтрам, жидкости.

Если же надо заменить компоненты гидросистемы (гидрораспределители, гидрозамки и т. п.), то не оригинальные поставщики вряд ли смогут предложить что-либо подходящее, потому что у каждого производителя свои характеристики и конструкции компонентов. К тому же КМУ – источник повышенной опасности, и ставить компонент «наобум» просто опасно.

В электронной системе КМУ причиной отказов в основном бывает нарушение контакта с каким-либо датчиком либо короткое замыкание вследствие повреждения проводов грузом, а также иногда значительные скачки напряжения в бортовой сети автомобиля в зимний период, что особенно актуально для российских грузовиков.

https://www.youtube.com/watch?v=KPoYUHK3XQQ

Автор благодарит С. Лосева, специалиста ООО «Карготек Рус», и С. Малинина, специалиста фирмы PM Group S.p.A., за помощь в подготовке статьи

Видео:Как не надо работать манипулятором||fail loadingСкачать

Как не надо работать манипулятором||fail loading

Конструкция и принцип действия крана-манипулятора

Как правильно работать на манипуляторе

Краны-манипуляторы на автомобильном шасси часто используются для перемещения грузов. Во многих случаях эти грузы имеют значительную массу, воздействующую со значительной силой на различные части крана. Узнайте, как с помощью моделирования можно определить влияние этих сил и оптимизировать работу крана.

Мобильность и грузоподъемность

Конструкция кранов позволяет поднимать и опускать грузы, слишком тяжелые для человека.

Во многих областях применения этих машин — от строительства до обслуживания линий электропередач — полезным преимуществом также является мобильность.

Краны-манипуляторы можно легко передвигать в различных направлениях, а также перевозить по автомобильным дорогам, что позволяет избежать затрат на дополнительное транспортное оборудование.

Пример крана-манипулятора («Кран-манипулятор Palfinger (Австрия). Конструкция из бетона (сделана в Германии) представляет собой небольшую установку для очистки сточных вод для дома с четырьмя и менее жильцами». TM — собственная работа. По лицензии Creative Commons Attribution-Share A 2.0 Germany из Wikimedia Commons.)

Краны подобного типа оснащаются несколькими гидравлическими цилиндрами, управляющими перемещением манипулятора, а также множеством других механизмов.

При перемещении тяжелых грузов на компоненты крана воздействуют значительные силы.

Используя моделирование, мы сможем исследовать воздействие этих сил на кран во время его работы и определить способы улучшения его эксплуатационных характеристик путем оптимизации конструкции.

Исследование твердого тела на примере крана-манипулятора

Модель крана-манипулятора исследует силы, действующие на цилиндры и шарнирные соединения крана при его эксплуатации, используя возможности модулей Динамика многотельных систем и Механика конструкций. Импортированная из модели CAD геометрия крана состоит из 14 частей, передвигающихся относительно друг друга.

Геометрия крана-манипулятора.

На рисунке ниже представлен более подробный обзор рычажных механизмов крана. После рисунка приводится таблица, содержащая описание отдельных компонентов.

Компонент Цвет
Основание Синий
Внутренняя секция стрелы Зеленый
Внешняя секция стрелы Желтый
Телескопические секции Голубой, фиолетовый, серый
Цилиндры механизма подъема стрелы Красный, серый
Поршни механизма подъема стрелы Желтый, фиолетовый
Рычажный механизм внутренней секции Фиолетовый, черный
Рычажный механизм внешней секции Голубой, синий

В данном примере к крану приложены две нагрузки: собственный вес, направленный в отрицательном направлении по оси z, и полезная нагрузка в 1000 кг, приложенная к его оконечности.

Рабочий цикл включает поднятие груза из удаленного положения и его перемещение под стрелу крана. Сначала груз перемещается вверх, а затем — по направлению к крану.

График ниже изображает траекторию оконечности крана в течение рабочего цикла.

Траектория оконечности крана в течение рабочего цикла.

Фактически кран управляется посредством изменения длины трех цилиндров: цилиндра внутренней секции стрелы, цилиндра внешней секции стрелы и цилиндров телескопического механизма.

Цилиндр внутренней секции стрелы обеспечивает ее поднятие, цилиндр внешней секции стрелы регулирует величину угла между внутренней и внешней секциями, а цилиндры телескопического механизма регулируют вылет стрелы.

Поскольку это более удобно, в данном случае в качестве параметров используются углы наклона секций стрелы, а не длины цилиндров.

Результаты

На изображении ниже представлено 9-е положение рабочего цикла, в котором угол между внутренней секцией стрелы и горизонталью составляет 45°, угол между внутренней и внешней секциями стрелы составляет –30°, общий вылет составляет 1,5 м.

Кран в 9-м положении рабочего цикла. Цветом обозначено общее смещение компонентов крана.

https://www.youtube.com/watch?v=VTEflfxMZYk

Теперь рассмотрим воздействие нагрузок на различные части крана. На каждом из представленных ниже графиков номер решения соответствует положению крана. В первоначальном положении кран поднимает груз с помощью удлиненной стрелы, а затем, в решении, соответствующем последнему положению, опускает груз рядом с собой.

Начнем с сил, воздействующих на цилиндры, управляющие положением стрелы. В данном случае силы сжатия имеют положительное направление. Когда перемещаемый груз расположен далеко от основания крана, силы, воздействующие на цилиндры, будут больше по величине, как и можно было предположить. Наибольшая величина силы во время рабочего цикла определяет требуемые характеристики цилиндра.

Силы, воздействующие на цилиндры, управляющие положением стрелы.

На следующем графике показаны силы, воздействующие на цилиндры телескопического механизма. Как и в предыдущем примере, сила сжатия имеет положительное направление. Цилиндры внутренней секции рассчитаны на более высокие нагрузки, поскольку им необходимо перемещать вес телескопических сегментов на большее расстояние.

Силы, воздействующие на цилиндры телескопического механизма.

И наконец, мы можем наблюдать силы, действующие на шарниры между основными частями крана. Этот же способ может использоваться для исследования сил, воздействующих на соединения между любыми частями крана. Представленные ниже результаты полезны для определения конструкционных размеров подобных компонентов.

Силы, воздействующие на шарниры.

Выделение определенного механизма в системе

Теперь мы можем использовать модуль Оптимизация для улучшения характеристик рычажного механизма крана.

Для этого можно использовать модель Optimization of a Crane Link Mechanism (Оптимизация рычажного механизма крана), которая является продолжением модели Truck Mounted Crane (Кран-манипулятор).

В этом случае основное внимание уделяется снижению усилия на цилиндре, необходимого для перемещения определенного груза в условиях наихудшего сценария цикла нагрузки.

Подробное описание рычажных механизмов автокрана.

Таблица ниже содержит наименования всех используемых в модели компонентов, а также их цветовые обозначения.

Компонент Цвет
Основание Синий
Внутренняя секция стрелы Зеленый
Цилиндр механизма подъема стрелы Красный
Поршень механизма подъема стрелы Желтый
Рычажный механизм Фиолетовый, черный

Поскольку данный пример предназначен для испытания конструкции в условиях наихудшего сценария, рабочий цикл выбирается таким образом, чтобы рычажный механизм испытывал максимально возможную нагрузку.

Для этого внутренняя секция стрелы поднимается в крайнее верхнее положение, телескопические элементы выдвигаются на максимальную длину, а угол внешней секции стрелы выбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальное удаление оконечности крана.

При этом используются нагрузки из исходной модели.

В рамках решения данной задачи оптимизации можно изменять положения трех осей. Первая ось соединяет первый рычаг с основанием, вторая — второй рычаг со стрелой, третья — два рычага с поршнем гидравлического цилиндра.

Сравнение конструкций

Теперь сравним наши результаты. На первом графике показано изменение усилия на цилиндре во время рабочего цикла. В данном случае мы сравниваем его максимальное значение в течение рабочего цикла для определения грузоподъемности цилиндра.

По сравнению с исходной конструкцией оптимизированный вариант позволил снизить максимальное усилие с 597 кН до 413 кН, что составляет 31% — значительное улучшение! Это позволяет увеличить допустимую нагрузку; кроме того, снижение усилия облегчает выполнение критериев по напряжению для рычажного механизма.

Сравнение усилия на цилиндре в исходном и оптимизированном вариантах конструкции.

https://www.youtube.com/watch?v=yrZlHvsFXgA

На втором графике представлены y- и z-компоненты, а также величина силы, воздействующей на ось, образующую шарнир между основанием и стрелой. Как видно из представленных ниже результатов, результирующая сила в исходной конструкции выше, чем в оптимизированном варианте.

Силы, действующие на ось, в оптимизированном и исходном вариантах конструкции.

Выводы и загрузка модели

В состав пакета COMSOL Multiphysics версии 5.

0 мы включили две новые модели, предназначенные для исследования взаимодействий между различными компонентами крана-манипулятора и оценки роли методов оптимизации в улучшении их эксплуатационных характеристик.

Данные примеры иллюстрируют возможности моделирования в части исследования воздействия нагрузок на подобные сложные механические системы, а также то, как полученные знания позволяют улучшить их конструкцию.

Загрузить модель можно здесь:

  • Автомобильный кран-манипулятор
  • Оптимизация рычажного механизма крана

Кстати, в настоящий момент мы разрабатываем приложение на основе данной модели. Оставайтесь с нами.

Видео:Как работать на манипуляторе (КМУ)?Скачать

Как работать на манипуляторе (КМУ)?

Оператор манипулятора: особенности профессии

Как правильно работать на манипуляторе

Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесных грузов обычно выполняются при помощи специальных устройств, которые называются манипуляторы. Одной из важных особенностей данного типа механизмов можно считать их мобильность.

Манипулятор устанавливается на автомобильное шасси, благодаря чему может не только быстро перемещаться, но и самостоятельно добираться до места проведения работ.

А эксплуатировать и обслуживать данный тип техники может оператор манипулятора.

Описание профессии

Оператор манипулятора – это рабочий, который управляет манипулятором, обеспечивает ее функциональность и должное техническое состояние.

Кроме того, в его обязанности входит контроль за работой всех устройство и наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов.

При возникновении производственной необходимости может быть задействован для проведения ремонтных работ или регулирования рабочих режимов техники.

И для того, чтобы грамотно и четко выполнять поставленные перед ним задачи, оператор манипулятора должен знать:

  1. устройство и правила использования систем манипулятора;

  2. правила безопасности при выполнении работ;

  3. порядок использования средств для персональной защиты;

  4. способы оказания первой медицинской помощи;

  5. правила внутреннего распорядка организации;

  6. нормы по охране труда;

  7. правила производственной санитарии, а также личной гигиены;

  8. технику пожарной безопасности.

Кроме того, во время работы специалист должен руководствоваться следующими документами:

  • нормативные акты, которые затрагивают непосредственные должностные обязанности оператора манипулятора;
  • методические пособия по работе манипулятора;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностной инструкцией;
  • правилами и нормами по технике безопасности и охране труда.

Работать на манипуляторе могут лишь операторы, которые имеют соответствующее удостоверение на право управления техникой данного типа. При этом оператор может совмещать также и обязанности водителя шасси, если пройдет необходимое обучение и получит необходимые аттестационные документы.

Специалист по эксплуатации манипулятора работает в паре со стропальщиком, поэтому ему необходимо знать используемую в работе систему сигналов. Могут также возникать ситуации, когда будут работать с одним манипулятором единовременно несколько стропальщиков, в этом случае оператор должен ориентироваться на сигналы главного.

https://www.youtube.com/watch?v=xDjCoQvyRMw

Стоит также отметить, что на оператора манипулятора во время работы действуют следующие опасные и вредные факторы:

  • возможность падения с высоты;
  • плохая освещенность рабочего периметра;
  • машины и механизмы, находящиеся в движении;
  • опасность получить удар электрическим током.

Избежать получения трав возможно, если неукоснительно соблюдать технику безопасности и использовать во время работы все выданные средства индивидуальной защиты: костюм, сапоги, каска и прочее.

Где выучиться профессии оператор манипулятора?

Для работы с данной техникой необходимо иметь профильное образование, получить которое возможно в среднем специальном образовательном учреждении.

Средняя продолжительность образовательного процесса составляет несколько лет, а учебная программа предполагает изучение особенностей техники, его функциональности организации рабочего процесса, а также некоторые технические дисциплины: слесарное дело, черчение, электротехника.

Кроме того, оператор может пройти обучение и на управление автомобильным шасси, на котором закреплен манипулятор. Для этого ему необходимо водительское удостоверение с открытой категорией «С».

При этом важно отметить, что данная специальность крайне узкая и не предполагает карьерного роста. Так, у профессии всего один квалификационный разряд. Поэтому, если рабочий стремится к развитию своей карьеры, ему необходимо будет пройти курсы переподготовки.

Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС

Оператор манипулятора 4 разряда должен уметь управлять техникой, содержать ее в исправном состоянии. По мере возникновения необходимости он может принимать участие в наладке или ремонте манипулятора.

Личностные качества профессии оператор манипулятора

Среди качеств, которые ценятся у представителей данной специальности, можно выделить следующее:

  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • исполнительность;
  • осторожность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • умение концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
  • готовность к кропотливой работе.

Кроме того, подобный род деятельности требует от рабочего и хорошей физической формы, выносливости. Поэтому к работе не могут быть допущены лица с хроническими заболеваниями сердца, органов дыхания, суставов и опорно-двигательного аппарата.

Уровень заработной платы профессии оператор манипулятора

Представители данной профессии имеют высокий уровень дохода. В среднем размер оклада может составлять около 80 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии оператор манипулятора

Среди положительных моментов данной специальности необходимо отметить:

  • востребованность на рынке труда;
  • высокий уровень заработной платы;
  • возможность совмещать работу водителя автомобильного шасси и оператора.

К минусам профессии необходимо отнести:

  • сложные условия работы;
  • большая нагрузка на зрение.

Видео:Сложная погрузка контейнера-бытовки.Скачать

Сложная погрузка контейнера-бытовки.

Работа с краном-манипулятором: правила эксплуатации техники

Как правильно работать на манипуляторе

Кран-манипулятор — маневренная, простая к работе техника. Тем не менее, использование ее на площадке предполагает знание и соблюдение техники безопасности. Существует ряд правил, которых должен придерживаться человек, управляющий краном.

Как работать с краном-манипулятором

Прежде всего, необходимо учитывать, что управлять техникой такого типа имеют право только стропальщики и водители, которые имеют необходимый уровень квалификации, а также прошли весь инструктаж по работе с краном-манипулятором. Возраст водителя не может быть меньше 18 лет.

Сама техника должна быть полностью исправной и проверенной перед запуском. Работать кран может только с теми грузами, вес и габариты которых соответствуют его максимальной грузоподъемности и другим требованиям, прописанным в руководстве по эксплуатации.

Сама площадка, где будут осуществляться работы, должна быть подготовлена. В непосредственной зоне перемещения и работы крана не должно быть посторонних предметов, людей и животных. Только после того, как площадка будет подготовлена, можно устанавливать под кран выносные опоры.

https://www.youtube.com/watch?v=uuTayI9jmI4

Перед началом работ груз поднимается на «страховочную» высоту до 30-40 сантиметров. В это время проверяется, имеются ли подкладки под груз, насколько правильно выбрано направление его спуска и другие параметры.

Вокруг места для выгрузки груза, а также непосредственно вокруг крана место должно освобождаться с «запасом», чтобы гарантировать точность выполнения работ и отсутствие препятствий для крана во время движения стрелы.

Площадка для работы манипулятора

Для того, чтобы кран-манипулятор был доставлен на площадку для работы, к ней должен быть освобожден подъездной путь. Сама площадка не должна быть затоплена, ее поверхность не может иметь наклон, угол которого превышает показатель угла, указанный в паспорте специализированного транспортного средства.

Расположение крана-манипулятора и перемещаемых грузов

На площадке кран-манипулятор должен быть размещен таким образом, чтобы во время работы с грузом его не нужно было дополнительно подтягивать под углом с использованием грузовых канатов. Груз понимается над поверхностью под прямым углом.

Площадка освобождается от посторонних предметов таким образом, чтобы было доступно свободное перемещение груза над поверхностью земли на высоте от полуметра.

Если груз переносится над какими-либо предметами, расстояние до этих предметов также должно составлять 0,5 м и более.

Рядом с грузом во время работы крана люди могут находиться только в том случае, если тот поднят над землей на высоту до одного метра. Если кран-манипулятор работает рядом со склоном, углублением или ямой, установка аутригеров является обязательной.

Если в окружении площадки имеются включенные линии электропередач, кран устанавливается таким-образом, чтобы расстояние максимального вылета стрелы не позволяло ей дотянуться до проводов.

Правила складирования тяжеловесных грузов

Для укладки груза в целях дальнейшего его складирования используются специальные прокладки или прокладки (если груз укладывается в несколько ярусов). Необходимо между штабелями оставлять небольшое расстояние — от 0,2 м.

При работе манипулятора строго запрещено:

  1. Опускать груз, а также осуществлять его подъем с грузового автомобиля, если в кабине транспортного средства в это время находятся люди. Если погрузочно-разгрузочные работы на площадке проводятся постоянно, прицепы грузовых автомобилей монтируются на стационарные эстакады. Возможно также размещение прицепов и автомашин на навесных площадках.

  2. На место, куда опускается груз, необходимо накладывать подкладки, которые позволяют освободить из-под груза стропы. Опускать груз с наивысшей точки по время перемещения нельзя на высоту менее полуметра.

  3. Складировать груз в местах, не предназначенных и не подготовленных для этого.

  4. Выполнять маневры с подъемом и перемещением груза на площадке, если в это время на ней выполняются какие-либо работы и находятся люди.
  5. Оставлять груз в подвешенном на стреле крана состоянии после завершения работ или во время запланированного перерыва.

  6. Поднимать груз, который примерз к земле (или другой поверхности), частично или полностью засыпан землей.

  7. Перетягивать груз во время опускания или подъема стрелы.

  8. Осуществлять подъем груза при помощи стреловой лебедки с места его установки.

Работы не могут проводиться при сильном ветре и неблагоприятных погодных условиях.

Видео:Обучаю коллегу работать на манипуляторе Hino ranger,unic 540.Скачать

Обучаю коллегу работать на манипуляторе Hino ranger,unic 540.

Варианты применения кранов-манипуляторов

Как правильно работать на манипуляторе

Строительный материал для удобства доставки в место назначения складывают на специальные поддоны. Упакованный таким способом он компактно может быть размещен на платформе грузовика, осуществляющего перевозку.

Поддон с грузом имеет большую массу, поэтому поднимают его техникой. На строительных базах всегда имеются для этого погрузчики вилочного типа.

Но как осуществить выгрузку материала на объекте? Ответ простой – применяя краны-манипуляторы.

Что это за техника

Кран-манипулятор (КМУ) – это вид кранового оборудования, которое устанавливается на грузовой автомобиль с платформой, обычно сразу за кабиной водителя.

Техника очень компактна и решает множество вопросов касательно работ строительного характера, а также погрузки и разгрузки.

В отличие от автомобильных кранов, КМУ имеет меньшие габариты и рассчитан на поднятие масс, не превышающих четверти грузоподъемности самого автомобиля.

Виды КМУ, возможности оборудования

Рабочий механизм кранов-манипуляторов устроен по-разному. Исходя из этого, выделяют два основных типа устройства:

  • Манипулятор гидравлический;
  • Манипулятор тросовый.

Первый – практически полноценный автокран, который, к тому же, экономичен, отличается хорошей маневренностью при выполнении работ. Стрела крана в транспортном состоянии очень компактна и не занимает область платформы.

https://www.youtube.com/watch?v=wC-6Yu-hZ3Q

Гидравлический кран манипулятор

Второй характерен тем, что позволяет поднимать материалы, место расположения которых ниже уровня грунта, а также находящиеся за стенами и заборами. Он экономически выгоден благодаря простому устройству механизма, где присутствует минимальное количество деталей, быстро выходящих из строя.

Тросовый кран манипулятор

Область использования манипулятора легко расширить за счет возможности замены механизмов грузозахватного назначения таких как: грейферы (для сыпучих материалов), захваты, люльки строительные.

Благодаря наличию пульта крана-манипулятора, расположенного непосредственно возле основания стрелы, оператору удобно работать, дистанционно управляя грузом, контролировать каждое его положение.

Стрела крана с телескопическим выдвижным механизмом позволяет работать манипулятором на значительном расстоянии. Стрела с несколькими коленами, управляемая гидроцилиндрами (гидравлический кран), очень маневренна, позволяет быстро проводить операции погрузки-разгрузки.

Кран-манипулятор с телескопической стрелой

Где применяют краны

Применение кранов-манипуляторов разнообразно: от строительства малоэтажных зданий до погрузки-разгрузки.

Выполнение работ по строительству:

  • Демонтаж металлических конструкций;
  • Укладка трубопроводов, канализационных стоков;
  • Перемещение груза – строительных отходов и мусора;
  • Транспортировка стройматериалов;
  • Перевозка бревен.

Работа с грузами:

  • Погрузка, разгрузка контейнеров, малогабаритных стройматериалов;
  • Перевозка мини-сельхозтехники;
  • Транспортировка малых архитектурных форм.

Монтаж технического и другого оборудования:

  • Выполнение монтажных работ с металлоконструкциями;
  • Установка электрических и холодильных агрегатов;
  • Работы по монтажу ограждающих конструкций.

Функции эвакуатора:

  • Удаление с места ДТП пострадавших транспортных средств;
  • Эвакуация поломанной техники.

Подача в труднодоступные места:

  • Инструментов и оборудования в оконные проемы многоэтажных домов, котлованы.

Выбор КМУ для грузовика

Рассчитывая производительность работ конкретным краном, или выбирая вариант, какой стрелой-манипулятором оборудовать имеющуюся грузовую технику, необходимо знать основные допуски грузоподъемности. Для всех видов техники существует единое правило – максимально возможный тоннаж, поднимаемый конкретной стрелой за раз, не должен превышать 25% от грузоподъемности автомобиля. Так грузовик:

Навесное оборудование для крана-манипулятора

  • Перевозящий до 10 тонн, допустимо комплектовать краном на 2,5 тонны, не более;
  • Способный доставлять груз до 20 тонн – кран на 5 тонн;
  • Техника с грузоподъемностью от одной до трех тонн. Такой автомобиль допустимо комплектовать оборудованием со стрелой подъема не выше 0,7 т.

Нарушение этого правила может приводить к поломке несущей базы (рамы грузовика), куда непосредственно крепится кран-манипулятор.

Увеличить грузоподъемность самого автомобиля можно за счет добавления прицепа платформы. В таком случае манипулятор удобней устанавливать не за кабиной водителя, а сразу в конце кузова.

Во время работы с крановым оборудованием нужно помнить, что чем дальше от техники находится груз, тем меньшую массу может поднять стрела.

Общее устройство и узлы крана-манипулятора

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

Кран этого типа во многих случаях незаменим и помогает оперативно решать разные вопросы.

Он позволяет:

  • Экономить силы. С помощью манипулятора можно работать большими массами, практически не напрягаясь;
  • Экономить время. Кран позволяет за рабочую смену выполнять такой объем работ, который при ручном труде занял бы несколько дней.
  • Экономить средства. Кран-манипулятор одновременно является и грузоподъемным оборудованием, и транспортировочной платформой.
  • Для управления машиной достаточно одного человека – он и водитель, и крановщик, и в некоторых случаях может выполнять работу стропальщика.
  • Выполнять задачи в сложных условиях. Кран компактен и обладает хорошей маневренностью.
  • Оперативно работать. Техника на колесном ходу может быстро доставить груз на строительный объект.

Аренда крана-манипулятора будет стоить дешевле, нежели автокрана.

Это объясняется еще тем, что мощность автомобилей, на которых установлено крановое оборудование, меньше тех, что перевозят габаритные стрелы с дополнительной кабиной управления.

Поэтому, если стройка не имеет огромных масштабов с необходимостью перемещения больших тоннажей, применение кранов-манипуляторов вполне целесообразно.

по теме: Манипулятор Palfinger PK35000C

Оставьте заявку на поиск лучшей цены Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России Варианты применения кранов-манипуляторов Ссылка на основную публикацию

Видео:запрещённые приёмы манипуляторщикаСкачать

запрещённые приёмы манипуляторщика

Как работать на манипуляторе новичку видео

Как правильно работать на манипуляторе

Что выбрать кран-манипулятор или автокран?

Выбор техники зависит от её назначения и условий эксплуатации. Автокран и манипулятор могут обладать разной комплектацией и обеспечивать различную грузоподъёмность.

В чем преимущества крана-манипулятора в аренду, или как сэкономить на грузоперевозках?

Какую грузоперевозку вы выберете сегодня: с завышенной оплатой, потенциальной потерей времени или выгодную, быструю за счёт погрузчика-манипулятора?

Особенности эвакуации после аварии

https://www.youtube.com/watch?v=EWg5fc4TLb0

К сожалению, одними из наиболее частых случаев, когда становится востребованной служба эвакуации автомобилей, являются дорожно-транспортные происшествия.

В каких случаях лучше использовать кран-манипулятор

Во многих ситуациях кран-манипулятор позволяет сэкономить время и материальные ресурсы.

Как правильно выбрать кран-манипулятор

Для тех, кто решил использовать кран-манипулятор в работе, особенно важным является правильный выбор машины с краном-манипулятором.

Как работает кран-манипулятор

Работа крана-манипулятора требует знания и понимания устройства крановой установки.

Что такое кран-манипулятор

Кран-манипулятор представляет собой транспортное средство на автомобильном шасси, оборудованное крановой установкой.

Перевозка оконных блоков и дверей

Одним из самых востребованных видов транспортных услуг является перевозка оконных блоков, а также перевозка дверей по Москве.

Перевозка окон ПВХ, профиля и стеклопакетов

Перевозка окон ПВХ, профиля и стеклопакетов сейчас является одной из самых востребованных услуг по транспортировке нестандартных грузов.

Доставка витражей, перевозка стекла и зеркала

Перевозка стекла и зеркала требует использования специальной техники, наличия персонала высокой квалификации, а также соблюдение определенных правил.

Перевозка алюминиевых и металлоконструкций

Перевозка алюминиевых конструкций, а также других негабаритных грузов из металла требует наличия специального транспорта, а также высокого профессионализма.

Аренда строительного крана

К сожалению, не все компании, предоставляющие услуги по аренде строительных кранов, обладают достойным выбором техники.

Аренда крана-манипулятора

Обратившись в компанию «АвтоЭкспресс», Вы также сможете арендовать кран-манипулятор для строительных целей.

Услуги манипулятора

Главное, что следует учитывать при заказе крана-манипулятора- это габариты и массу перевозимых объектов.

Вскрытие автомобиля

Если Вы решили заказать вскрытие автомашины у «АвтоЭкспресс», то можете полностью положиться на профессионализм сотрудников компании.

Снятие секреток

Чтобы снятие секреток произошло без повреждения самого колеса или какой-либо смежной части транспортного средства, следует обратиться к механику.

Замена колеса

С «АвтоЭкспресс» замена колеса будет произведена очень быстро, а самое главное, качественно и квалифицированно.

Разблокировка АКПП

  Для безопасного снятия АКПП с паркинга и ее разблокировки, рекомендуется обратиться только к профессионалам своего дела — квалифицированным механикам сервисного центра.

Выезд автоэлектрика

Если услуга «выезд автоэлектрика» должна быть оказана автотранспорту, который застрял посреди трассы, то Вы можете рассчитывать на самый быстрый приезд специалистов, который может быть.

Запуск двигателя

Только настоящие знатоки своего дела смогут произвести запуск двигателя аккуратно, быстро и надежно, не причинив никаких неудобств.

Подготовка к работе

  • Водителя нужно обеспечить удобной спецодеждой, каской и перчатками.
  • Нужно проверить саму крановую установку, строповочные приспособления и устранить все неисправности.
  • Нельзя ремонтировать и настраивать гидравлическую систему самостоятельно.

В процессе

  • Важный совет новичку, в том, как работать на КМУ — все манипуляции должны быть плавными. Например, при поднятом грузе резкие движения ведут к перегрузкам, поломкам и даже опрокидыванию автомобиля. При работе стрелой ниже поверхности, работать надо еще медленнее.
  • Колонну установки вращают медленно во избежание избыточных динамических нагрузок.

  • Заниженная скорость работы крановой установки вызывает перебои в работе двигателя, а те в свою очередь — колебания груза.
  • Не работать во время грозы.
  • Не приближаться к линиям электропередач.
  • Не работать при с КМУ ветре более 10 м/сек.
  • Пока груз в работе, покидать рабочее место нельзя.

  • Аутригеры устанавливают на максимальную ширину (чем они шире, тем устойчивее кран и выше его грузоподъемность) и только на твердую и ровную поверхность. Если это невозможно, используют специальные подставки.
  • Аутригеры должны стоять так, чтобы колеса машины тоже твердо стояли на земле, а не висели в воздухе.

  • Аутригеры КМУ нельзя поднимать при выдвинутой стреле или поднятом грузе.
  • Никаких посторонних лиц в зоне манипуляций крана или в кабине грузовика.
  • Нельзя стоять под стрелой, вставать на висящий груз и прикасаться к подвижным частям установки.
  • Освобождая крюк, управляйте лебедкой с максимальной осторожностью.

  • Не перегружайте крюк, используйте ограничитель подъема крюка. Подтягивать груз запрещено.
  • Не забывайте при выдвижении стрелы опускать крюк. Ударившись об ее оголовок, он может стать причиной обрыва груза.
  • Грузовой канат не должен болтаться, иначе затем он неровно намотается на лебедку, что при следующих подъемах приведет к рывкам и быстрому износу каната.

  • Если возможны перегрузки, нужно дополнительно убедиться в надежном креплении груза и в устойчивости самого манипулятора. Оторвав его от поверхности, остановите ненадолго подъем и убедитесь, что он находится в горизонтальном положении, а сама КМУ сохраняет устойчивость.
  • При необходимости обороты мотора увеличиваются рычагом акселератора.

  • В процессе работы манипулятора, гидравлическое масло постоянно греется, поэтому контактировать с ним нельзя. Если температура в баке поднялась выше 80ºС нужно остановиться. Быстрее всего нагрев происходит при максимальных нагрузках на установку.

Завершение работы КМУ

  • Перед поездкой отключают механизм отбора мощности.
  • Проверяют, сложена ли стрела, задвинуты и зафиксированы аутригеры, закреплен ли крюк?
  • Техобслуживание КМУ проводят только после остывания масла. Причем оно находится под давлением, так что если открутить фильтр или пробку слива, можно получить травму.

    Обучение работе на манипуляторе

    Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.

    https://www.youtube.com/watch?v=NHtEXCyENZc

    Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.

    На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.

    Показания приборов и визуальный контроль

    Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.

    По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.

    Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.

    Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.

    Настоящие профессионалы могут использовать два манипулятора для погрузки габаритного груза на платформу грузового автомобиля. Между тем, управление манипулятором в этом плане становится целым искусством.

    На видео будет продемонстрирован процесс управления классическим манипулятором. Специалист не только демонстрирует процесс, но и даёт ценные указания:

📽️ Видео

Сколько грузить и как выгружать доску манипулятором.Скачать

Сколько грузить и как выгружать доску манипулятором.

Обучение . Как работать на манипуляторе.В сантиметрах от кабиныСкачать

Обучение . Как работать на манипуляторе.В сантиметрах от кабины

Манипулятор, устройство и принцип работы.Скачать

Манипулятор, устройство и принцип работы.

доигрался...Скачать

доигрался...

Как работать манипулятором?Скачать

Как работать манипулятором?

ПОЕХАЛ РАБОТАТЬ НА МАНИПУЛЯТОРЕ - ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ !Скачать

ПОЕХАЛ РАБОТАТЬ НА МАНИПУЛЯТОРЕ - ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ !

Как управлять краном манипуляторомСкачать

Как управлять краном манипулятором

Авария манипулятор! Разгрузка колодезных колец!Скачать

Авария манипулятор! Разгрузка колодезных колец!

Работа на себя. Заработок за 2 недели на манипуляторе в условиях самоизоляции.Скачать

Работа на себя. Заработок за 2 недели на манипуляторе в условиях самоизоляции.

упала установка манипулятора крановщик чуть не погибСкачать

упала установка манипулятора крановщик чуть не погиб

Школа крановщиков Занятие №1(введение)Скачать

Школа крановщиков Занятие №1(введение)

Обучающее видео работы на КМУ HKTC HLC-8026Скачать

Обучающее видео работы на КМУ HKTC HLC-8026

как ломает стрелу на кранеСкачать

как ломает стрелу на кране

Сколько заработал манипулятор за 6 лет? Ответ на главный вопросСкачать

Сколько заработал манипулятор за 6 лет? Ответ на главный вопрос
Поделиться или сохранить к себе: