Бесспорно, самые важные вещи – не вещи, но весьма неприятно, если ваш сын или дочка постоянно что-то теряют или забывают. Некоторые родители по несколько раз покупают одни и те же игрушки, варежки и шарфы, а уж про резинки для волос, заколки и носовые платки и говорить не приходится.
Еще печальнее ситуации в школьном возрасте. Рассеянные первоклашки (и не только) несколько раз за год теряют сменную обувь, спортивную форму и учебники, а уж содержимое пеналов обновляется почти ежемесячно. Стоит ли говорить, что спрашивать о местонахождении потерянных вещей, а также искать их, просто бесполезно.
Все призывы родителей к бережному отношению к вещам, а также нотации по поводу очередной «потеряшки» не приводят к положительным результатам.
- Почему ребенок все теряет?
- Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам
- Как научить ребёнка бережно относиться к вещам
- Конкретизируем
- Планируем
- Наводим порядок
- Творим
- Ценим деньги
- Безответственное отношение детей к вещам – что делать родителям
- Почему ребенок не бережет вещи?
- 8 правил для стимулирования бережливости
- Как привить ребенку бережное отношение к вещам?
- Смена видения жизни
- Показательный пример
- Распределение обязательств
- Правила бережного отношения к вещам
- 11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
- У каждой вещи — своё место
- Привлекайте к посильной помощи
- Помогайте ближнему
- Приучайте к порядку
- Занимайтесь ремонтом вещей вместе
- Объясняйте, как вы работаете
- Решайте сообща, на что идёт семейный бюджет
- Принимайте решение накануне покупки
- Понаблюдайте за своим малышом
- Расширяйте кругозор
- Помните о личном примере
- 12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка
- 1. «Все папе расскажу»
- 2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»
- 3. «Ты меня в могилу сведешь»
- 4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»
- 5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»
- 6. «Почему четверка, а не пятерка?»
- 7. «Не хочешь по-хорошему?»
- 8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»
- 9. «Не выдумывай»
- 10. «Мне за тебя стыдно»
- 11. «Пока не поешь — никаких игр»
- 12. «Замолчи!»
- 📺 Видео
Почему ребенок все теряет?
Прежде чем учить ребенка следить за собственными вещами, давайте разберемся, почему он всё теряет.
- Причина подобной рассеянности — невнимательность и несобранность. В дошкольном возрасте (до 5 лет) это явление с натяжкой можно назвать нормой. Внимание ребенка привлекает все новое, яркое, интересное. В попытке познать окружающий мир: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, трудно вести контроль над личными вещами. Именно поэтому интерес к игрушке заменяется вниманием к красивой птичке, которая полетела к воротам детского сада, а сразу оттуда ребенка позвала воспитательница, и никто не вспомнил о варежках на лавочке, которые были занесены снегом. И даже, если ребенок позже поймет, что потерял рукавички, то не будет способен установить временные связи между своими действиями, так как у него еще не сформировано логическое мышление. Бесполезно спрашивать малыша о том, где он потерял свои вещи — не вспомнит.
- Существует отдельная категория детей, которые погружены в себя: в свои мысли и фантазии. Им трудно сосредоточиться на чем-то материальном, противоположном — внешнем мире. В голове таких детей прекрасные замки, мечты о будущем, длинные сказки со счастливым концом. Это особенность характера, которая будет сопровождать ребенка все его детство, а, возможно, и жизнь. Мало кого удивит рассеянность писателей или ученых. А ведь это не следствие гениальности, а просто способность полного погружения в свой внутренний мир. Одни люди сосредоточены на внешнем мире, а другие на внутреннем. Естественно, что забывание своих вещей происходит совершенно неосознанно.
- Общение детей в общественных учреждениях часто подчиняется детским правилам, среди которых распространена практика обмена. Дети меняются игрушками и заколками, берут друг у друга вещи «поносить», а к вечеру уже невозможно вспомнить, с чем ты пришел в детский сад, и кто конкретно потерял твои вещи.
- Часто сосредоточению мешает постоянная спешка. Особенно это касается медлительных детей. Причина этого в неправильном режиме. Спешка в утренние часы не позволяет ребенку сосредоточиться на своих вещах. Он даже не помнит, во что был обут, так как его, сонного, обувала мама. Подобная ситуация может быть в школе, если ребенок спешит на урок после физкультуры и боится опоздать. В приоритете становится факт опоздания со всеми последствиями, а не контроль над вещами. Подобные примеры можно продолжить.
- Некоторые родители ограждают детей от многих дел, включая заботу о вещах. Они сами собирают школьный портфель, готовят вещи на завтра, следят за их состоянием, не привлекая к этому детей. И порой ребята даже не знают, что у них в портфеле, не помнят какого цвета сегодня шарф, и, естественно, забывают вещи.
- Некоторые родители перегружают детей чрезмерными полномочиями: школа, дополнительные занятия по отдельным предметам, кружки по интересам, прогулки с собакой. Каждый день расписан по минутам, несмотря на достаточно юный возраст. Хорошо это или плохо нужно рассматривать в каждом конкретном случае, но все-таки необходимо помнить, что повышенные нагрузки вызывают сбой в работе детской психики. Ребенок просто устает, и рассеянность является защитной реакцией психики. Если это про вашего ребенка, то пересмотрите его занятость.
- Эта проблема часто встречается в семьях с несколькими детьми. Родители боятся формирования жадности и настойчиво игнорируют собственнические тенденции в семье. Вещи других детей могут браться без спроса, а игрушки являются общими, а не личными. По этой причине дети не следят за вещами, так как они общие, а не их.
Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам
Если ваш ребенок относится к разряду «растеряш», то нужно приниматься за воспитание внимательного отношения к вещам. Потеря вещи один-два раза – случайность, к которой нужно относиться с пониманием и поддержкой. А вот регулярное забывание личных вещей – проблема, которую нужно решать.
https://www.youtube.com/watch?v=DFB9YEAvHCU
Прежде всего, определитесь, что в каждой вещи -труд родных и близких, так как все стоит денег. Объяснив это своему ребенку, попросите присматривать за вещами. Важно, чтобы он понял, почему вас расстраивает подобная ситуация.
Несколько простых приемов помогут научить ребенка держать свои вещи под контролем.
Сделайте метки на детские вещи и ознакомьте с ними ребенка. Пусть одежда имеет личный логотип с буквами имени или каким-то рисунком. Его легко пришить или приклеить на вещи, включая школьные учебники или пенал. Эта небольшая хитрость поможет научить ребенка легко узнавать свои вещи среди других таких же или похожих.
Не давайте детям дорогих вещей. Главное, чтобы было удобно. Заведите правило, что при потерянной дорогой вещи замена всегда будет проще и дешевле.
Учите детей простым способам ухода за вещами: положить мокрые варежки на батарею, затолкать шапку в рукав, класть носочки в тапочки и т.д. В этом случае, дети не будут искать вещи, а будут знать их место в соответствии с ситуацией.
Считайте предметы и проговаривайте. Собирая ребенка для игры, пересчитайте с ним предметы, которые он берет с собой, пусть он проговаривает все вслух. Придя домой, повторите ритуал и проверьте все ли на месте.
Не торопитесь с покупкой новой вещи при потере старой. Ребенок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности.
На сменную обувь можно взять старенькие кроссовки, а потеря совка и ведерка дошкольника просто не позволит играть с песком. Ребенок должен ощутить на себе негативные последствия безответственного отношения к вещам.
С покупкой нового телефона или электронной игры можно вообще повременить. Он должен осознать свою вину.
Не покупайте ребенку лишних вещей. Просьбы ребенка не должны удовлетворяться сиюминутно. Иначе радость от покупок просто исчезнет, а вещи перестанут цениться. Кроме того, будет портиться характер ребенка.
Воспитывайте у ребенка аккуратность во всем. Каждая вещь заслуживает уважения: она должна находиться на своем месте и быть всегда чистой. Найдите место каждой вещи, включая книги и игрушки, рассмотрите, как нужно за ней ухаживать. Не наводите порядок в его зоне без ребенка. При необходимости, возвращайте ребенка к начатому делу. Учите ребенка самостоятельности и навыкам ухода за вещами.
Учите ребенка планированию. Ребенка нужно отучать от суеты и спешки, которые являются причиной рассеянности. Создавайте режим дня, учитывающий особенности ребенка. Учите ребенка правильно складывать портфель и одеваться. Эти навыки вызовут увеличение скорости выполнения этих действий и избавят от ненужного стресса.
Не ругайте ребенка за пропажу. Обсудите причины случившегося и тактику последующих действий. Ребенок должен понимать, что его не наказывают, а просто принимают меры. Старые кроссовки и спортивная форма, недорогие простые школьные принадлежности взамен утерянных-это результат незапланированных расходов.
Ребенок должен осознать свою невнимательность и стараться контролировать себя. Это долгий процесс, требующий времени и усилий, но стоящий того, чтобы видеть ребёнка собранным и аккуратным.
Светлана Садова
Насколько мой ребенок самостоятелен?
Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест
Видео:Как ранний детский опыт влияет на нашу жизнь. Введение в схема-терапию | Евгений ОвчинниковСкачать
Как научить ребёнка бережно относиться к вещам
Современный ребёнок избалован игрушками.
Многочисленные детские магазины предлагают широчайший ассортимент на любой вкус, от плюшевых зверьков до современной детской техники, сложность которой может посоревноваться с её «взрослыми» аналогами.
Старшее поколение в своё время похвастаться таким обилием не могло — достаточно вспомнить не слишком большой выбор игрушек при Советском Союзе, да и начало девяностых сложилось для детей нашей страны не слишком радужным образом.
Мы, в период нашей советско-перестроечной юности, довольствовались малым. Порванные плюшевые медведи зашивались, получали новые «пуговичные» глаза и береглись как зеница ока, а импортные машинки с открывающимися дверцами считались невероятным шиком.
Часть игрушек даже сооружалась самостоятельно: это и домики, и платья для кукол, и разнообразное импровизированное оружие.
Взглянем правде в глаза: делалось это по большей части от безысходности, от неимения более качественных альтернатив, однако свои основные функции выполняло — и удовольствие приносило куда большее, чем получают от покупных игрушек современные дети.
https://www.youtube.com/watch?v=WEf7BjQPiPw
Сегодня игрушек много. Они доступны даже при весьма скромном бюджете, и дети это прекрасно понимают. Новая игрушка приносит всё меньше радости, быстро ломается и забрасывается, отдаётся или передаривается.
В чём-то это даже хорошо — дети с нежного возраста учатся не относиться к материальным благам слишком серьёзно, не устраивать драмы из-за сломанной машинки или куклы.
Но есть и негативный момент: дети перестают понимать, что каждая купленная для них вещь стоит определённых денег, заработанных нелёгким трудом, и следовательно — заслуживает некоторого уважения.
Относиться к своим вещам без фанатизма, но с уважением — вот чему следует научить ребёнка. Поверьте, подобное отношение очень поможет малышу во взрослой жизни, когда вместо игрушек у него появятся приобретённые за собственный счёт одежда, техника и квартира.
Конкретизируем
Оканчивать каждый поход по магазинам покупкой чего-либо — значит беспощадно баловать ребёнка. Рефлексы у детей вырабатываются очень быстро, как и способность давить на родительские «болевые точки», ведь юность отнюдь не так невинна, как нам хотелось бы думать.
Пройдёт немного времени, и ребёнок будет реагировать истерикой на каждый отказ, доводя до исступления окружающих и вгоняя в краску родителей. Возьмите в привычку объяснять ребёнку цель посещения магазина, будь до поход за продуктами, одеждой или игрушкой.
Разъясните малышу перед прогулкой: «Мы идём за хлебом», и ни в коей мере не поддавайтесь на уговоры заглянуть по пути в отдел детских товаров.
Планируем
Сделайте покупку игрушек системной, обозначьте для неё чёткий временной промежуток — например, раз в несколько месяцев.
Таким образом ребёнок сумеет «подготовиться», выбрать самую желанную — то есть, ту, которая гарантированно принесёт море радости.
Перед походом в магазин неплохо ещё и проводить «ревизию»: перебирать старые игрушки, решая, какие из них пора выбросить, какие — отдать, а какие достойны по-прежнему занимать место на полках.
Наводим порядок
Обучите ребёнка после окончания игры убирать весь свой «арсенал». Дети учатся постоянно, даже в те моменты, когда Вы не настроены заниматься воспитанием.
Каждое Ваше решение или действие фиксируется детским сознанием, запоминается и анализируется.
Видя, как Вы прибираетесь после работы или домашних дел, малыш сам в скором времени усвоит ценность порядка в окружающей его действительности.
Добавьте в процесс уборки игровой момент: машину после использования следует загнать в гараж, а кукол с плюшевыми игрушками — уложить спать. «Ты ведь ложишься спать, чтобы отдохнуть? Уложи спать и игрушки, иначе завтра они будут чувствовать себя устало и не захотят с тобой играть».
Творим
Только представьте, насколько ценнее станет для ребёнка игрушка, сотворённая собственными руками! Уделите время творчеству: сколотите кроватку в кукольный домик, помогите малышу связать шарф для обожаемого плюшевого мишки, построить депо для паровозика или даже миниатюрную модель небольшого городка. Это не только побудит Ваше чадо с большим уважением относиться к игрушкам, но и раскроет его творческий потенциал. А вдруг в Вашем ребёнке скрыт талант плотника, скульптора, портного или художника?
До определённого возраста дети великолепно обходятся игрой со всем, что попадает им под руки. Самое важное в этом деле — вовсе не «крутость» игрушки, а фантазия. Развивайте детскую фантазию, поощряйте её, выводите на творческую тропинку, и Ваш малыш никогда не будет скучать.
Ценим деньги
В определённом возрасте можно начать выдавать ребёнку деньги на карманные расходы.
При этом всем необходимым обеспечивайте его сами — ведь обязанность кормить, поить, одевать малыша и покупать ему школьные принадлежности целиком лежит на родителях.
Разрешите ему тратить деньги так, как он посчитает нужным, и приобретённые на скопленные «богатства» игрушки ребёнок начнёт ценить гораздо сильнее.
Например, если вместо старого и потрёпанного, но ещё работоспособного велосипеда ребёнок хочет новый, мощный, «как у соседа», поставьте ему условие: половину стоимости ты собираешь сам, а половину добавим мы. Получив велосипед, ребёнок будет относиться к нему бережнее, ведь в покупку были вложены и его усилия.
https://www.youtube.com/watch?v=O0oAVZQyb7g
Детская радость — это не материальные блага, не новый гаджет и не ультрамодный робот-трансформер.
К ценностям во взрослом их понимании дети относятся куда проще, и намного важнее им любовь и внимание со стороны родителей.
Фильтруйте рекламу игрушек, учите своих детей наслаждаться простыми вещами, творить и фантазировать, играйте вместе — и больше Вам не придётся выслушивать истерики у кассы детского магазина.
Видео:5 ошибок родителей в воспитании детей. Как воспитать ребенка счастливым?Скачать
Безответственное отношение детей к вещам – что делать родителям
Недавно видела на одном сайте статью с названием «Куклы Лол — определяем подделку». Мне стало интересно, а для кого они публикуются? Аудитория этих кукол вряд ли умеет читать — получается, это для родителей? А откуда родители могут узнать, что некая кукла в магазине для ребенка не подходит, потому что она «подделка» и начать искать какие-то нюансы, отличающие подделки от оригиналов?
В общем, так и не поняла, откуда взялось это явление. Пошла ко младшей дочери и задала ей вопрос: «Марина, а ты знаешь, что за куклы Лол такие?»
— Ну ты даешь, мама, кто же их не знает, — ответила Марина. — Это же мои любимые куклы! Я же тебе показывала уже на ютубе!
Точно, вспомнила я, она же показывала мне «на проверку» несколько роликов, которые смотрит — просто я на название не обратила внимание сразу.
— Ты знаешь, что куклы Лол подделывают? Я хочу себе купить оригинал, вот бабушка из деревни денег даст — пойдем в магазин с тобой, да?
Ого, подумала я, еще даже не успела спросить про подделки, а ребенок сам завел об этом разговор 🙂
— А откуда ты решила, что их часто подделывают?
— Ну как откуда, я же обзоры смотрю, там постояно об этом говорят. Я бы хотела оригинальную лол, но у нас их не продают, ну и вообще, подделки не отличаются от оригинальных… почти. Правда, не знаю, чем, поэтому купим, какая будет, да?
Начала гуглить и сразу же нашла объявления с предложениями типа «купить оригинал Лол Декодер 4 сезона«, «новинка — лол-сюрприз четвертой серии», «новая брендовая кукла отказывается от еды» и т.п. Голова идет кругом, если честно. Уже куклы выпускают сезонами — как сериалы!!!
И больше всего меня беспокоит, если честно, даже не такое стимулирование детского спроса на куклы (если помните, про куклы я недавно писала большую статью) или попытки продавать под видом чего-то нового и уникального что-то обычное 🙂 Нет, меня беспокоят более дальние следствия того, что подобные игрушки делают с отношением детей, например, к бережливости.
Часто дети в возрасте от трёх до восьми лет в принципе не отличаются особой бережностью по отношению к вещам, которые покупают родители или которые им дарят родственниками. Да даже к чужим вещам у некоторых проявляется явное «пренебрежение».
В детском саду или школе такие дети часто могут что-то «забыть» или потерять, или уронить что-то во время прогулки, например, перчатки или шапку, и не обратить внимания.
А «избранные» дети начиная с детсада с легкостью берут чужие игрушки и не возвращают…
В таких случаях перед родителями встает вопрос: в чем причина и как с ней бороться?
Почему ребенок не бережет вещи?
Так вот, на мой взгляд причиной такого поведения становится избыток в игрушках и «потакание» со стороны родителей. Что я имею в виду. Например, малышу понравилась кукла, хотя дома уже есть точно такая же.
Родители, желая угодить ребенку и порадовать его, быстро покупают желаемую игрушку. И чем чаще это они начинают делать, тем быстрее каждая последующая игрушка начинает надоедать, а внимание переключаться на новые объекты.
Фактически, так стимулируется поисковое поведение у ребенка младшего возраста.
https://www.youtube.com/watch?v=Erc3DUJJZ_Y
Похожая ситуация и с элементами одежды: как только они теряют «товарный вид», именно у родителей сначала пропадает к ним интерес, а впоследствии и ребенок уже не старается вести себя аккуратно по отношению к новой куртке или ботинкам, не боится порвать вещь, поскольку ему все равно достанется новая.
Понятно, что «безответственное» отношение к вещам у ребёнка появляется из-а его вынужденной несамостоятельности — он же себя не обеспечивает, просто не понимает взаимосвязи между новыми вещами и энергией, которую надо затратить на то, чтобы их добыть 🙂 Тем не менее, у всех детей младшего возраста уже в районе двух лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) начинает формироваться самостоятельность. Поэтому важно приучать ребёнка к порядку, к примеру, складывать после игр все куклы и машинки на место, а после прогулки убирать в шкаф вещи, не разбрасывая их по всей комнате.
8 правил для стимулирования бережливости
- В процессе воспитания должны принимать все члены семьи. Если мама сказала аккуратно относиться и беречь ботинки, значит и другие длжны обратить внимание ребенка на этот аспект.
- Не стоит вспоминать о правильном отношении к вещам от случая к случаю — чем регулярнее будет его повторение, тем лучше.
- В первую очередь ребёнок берет пример с родителей.
Если папа ругается за разбросанные вещи, но при этом сам не имеет привычки складывать вещи на место, воспитательного момента не будет и ребенок не усвоит данный урок.
- При этом, прежде чем сделать замечание по поводу разбросанных вещей, нужно дать ребёнку возможность самостоятельно вспомнить о них и исправить ошибку.
- Проговаривать важность и значение того или иного предмета, почему важно заботиться о нём. Например варежки созданы, для того чтобы греть руки зимой, поэтому важно сушить их после каждой прогулки.
- Прежде чем покупать какую-либо вещь, стоит поинтересоваться, почему именно она понравилась и зачем она нужна.
- Не стоит покупать все, на что падает взгляд ребёнка в магазине или на том же ютубе — лучше взять то, что надолго зацепит внимание малыша.
- При выборе гардероба на следующий день рекомендуется основной этап сбора оставить для ребёнка, чтобы он самостоятельно приготовил форму, собрал всё, что ему понадобится из учебников, канцелярии и для занятий физической культурой.
Так забыв пару раз нужную тетрадь, он будет более ответственно подходить данному процессу.
А вы что думаете по этому поводу?
Читать еще:
Неблагодарность. Что такое благодарность и зачем она нужна детям?
Как сделать так, чтобы ребенок слышал вас с первого раза
Видео:Это разрушает ваших детей. НЕ сломай жизнь своему ребенку совершая 2 эти ошибки!Скачать
Как привить ребенку бережное отношение к вещам?
Современные родители перестали уделять воспитанию своих детей хоть какое-то внимание. Многие взрослые реально считают, что их возраст позволяет быть самодовольными и беспечными членами семьи, которые заслужили почет, комфорт и безграничный отдых. В итоге дети предоставлены сами себе с ранних лет.
Смена видения жизни
Большинство молодых мам и пап относятся к детям, как к взрослым, которые прожили уже 20-30 лет и получили определенный жизненный опыт.
Иными словами, ребенка не нужно ничему учить, воспитывать его прилежанию и дисциплине.
Но настолько ли по плечу ребенку в 5-7 лет взрослая самостоятельная жизнь? В этом возрасте он еще не понимает многих вещей и становится заложником ситуации и халатности юродивых родителей.
Некоторые современные «гении» психологии утверждают, что дети должны быть самостоятельными с первых лет жизни, то есть своим безразличием родители выражают уважение их личности.
Но что такое уважение к личности? Это предоставление свобод и прав человеку согласно общепринятым социальным канонам.
Какие правила может знать ребенок в первом классе? Не разговаривать на уроках? Кушать молча? Не опаздывать на уроки? Не драться с другими детьми?
Ребенку только дай свободу, как все мгновенно пойдет под откос. Просто родители сегодня забыли банальную жизненную истину, что ребенок – это не взрослый человек, поэтому не может быть с ним равноправен.
Речь не идет о подростках, а имеются в виду дети дошкольного возраста и учащиеся младших классов. Благодаря этой истине предки воспитывали настоящих людей из своих потомков поколение за поколением.
В настоящее время о ней попросту забыли, а кто-то с улыбкой считает ее издержкой советского прошлого.
Показательный пример
У каждого ребенка должно быть определенное личное пространство: комната, кровать, ковер с игрушками и т.п. Это утверждение всегда считалось каноном детского воспитания.
Но современные родители толкуют его через призму демократических взглядов общества.
Поскольку вещи ребенка находятся в его личной зоне, то он должен нести за них полную ответственность, распоряжаться им по своему усмотрению.
https://www.youtube.com/watch?v=F4a1Wrh5tbk
Многие специально учат детей, что это их игрушки, поэтому они могут с ней делать все, что захотят и когда захотят.
Ребенку эта новость приходится по душе, и в определенный момент он просто ее ломает без зазрения совести, ведь родители дали ему на это действие полное право.
Папе этот поступок кажется неоправданным, так как игрушка было куплена на большие деньги еще на прошлых выходных. Он начинает злиться и ругать чадо, но за что? И ребенок вправе недоумевать: почему папа кричит, он же сам мне разрешил делать все, что захочу?
Данный пример демонстрирует полный коммуникативный провал. Родители могут возложить ответственность за сломанную вещь на ребенка и наказать его, чтобы больше он так не делал. Но правильнее было бы начинать с себя.
Самоанализ в такой ситуации позволяет выяснить причину проблемы. Дети до 10-12 не способны анализировать последствия, у них еще развита импульсивность поведения, превалируют желания, а не здравый смысл. Поэтому несправедливо давать им полную свободу действий.
Они банально не сумеют ею распорядиться.
Распределение обязательств
Полную свободу действий предлагают чаду только ленивые и безответственные взрослые, которым легче накричать на ребенка, если что-то пойдет не так, чем объяснить ему правила хорошего тона и поведения. В первую очередь следует научить детей бережливому отношению к своим и чужим вещам. Это очень сложная задача, которая требует огромного терпения.
Психологи рекомендуют на зацикливать внимание ребенка на то, что данная вещь его личная, иначе он непроизвольно сделает вывод, что он хозяин ее судьбы. К своим игрушкам дети действительно могут относиться бережнее, но и портят их намного чаще. Так что лучше отойти от этой двоякой ситуации. Воспитывать бережливости нужно в соответствии с четкими правилами.
Ребенок перестанет ломать игрушки и портить вещи только в том случае, когда поймет, что у него нет над ними власти. Он может играться, сколько захочет, но ответственность за их сохранность лежит на родителях. Можно провести параллель с такими понятиями в юриспруденции, как право собственности и право пользования.
Правила бережного отношения к вещам
Учить ребенка правилам нужно с ранних лет, когда он сам в них нуждается. В этом возрасте дети не способны действовать без инструкции взрослых. Если правильно воспитать бережливость в 3-5 лет, то в будущем с этим никогда не возникнет проблем.
Примеры правил для регулирования отношения чада к своим и чужим вещам:
- Благодарность за новую вещь. Ребенок должен понимать, что игрушки и красивые вещи ему достаются не просто так. Чтобы их купить, родители ежедневно работают. Своей благодарностью чадо выражает уважение к труду взрослых, следовательно, в будущем будет ответственнее относиться к учебе.
- Родители предоставляют для игры определенные игрушки, но их нельзя портить.
- Играть можно в свободное время, то есть в период, когда от ребенка ничего не требуется.
- У каждой вещи должно быть свое конкретное место. Если наигрался, то нужно убрать за собой. В таком случае родители разрешат играться с ними и в следующий раз.
- Если игрушка в итоге оказалась не на своем место, то мама и папа ее на время забирают. Такое показательное наказание заставит детей не разбрасывать свои вещи по всей квартире.
Это только несколько важных правил бережливого обращения с личными вещами детей. На самом деле все эти правила приблизительные. Они устанавливаются родителями в индивидуальном порядке. Главное, чтобы они были адекватными, и родители от них сами не отходили.
Также в процессе воспитания бережливости важен пример мамы и папы. Если они будут безалаберно относиться к своим вещам и разбрасывать их, то нечего ждать от детей ответственности. Взрослые часто недооценивают силу собственного примера.
Если мама постоянно захламляет все полки в квартире своей косметикой, а папа разбрасывает одежду по полу, то ребенок все это видит. Такое поведение родителей откладывается в его подсознании.
Он понимает, что вполне нормально разбрасывать свои вещи, так как все члены семьи так и делают.
https://www.youtube.com/watch?v=KXZLJUwWmmw
Не нужно быть экспертом в области психологии и социологии, чтобы понять, что ребенок, выросший в хаосе, будет сеять только хаос.
Видео:Эти 5 фраз нужно говорить своему ребенку каждый день. Воспитание детейСкачать
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
Современные родители нередко покупают одежду, обувь и игрушки в чрезмерном количестве, потому что в своём детстве испытывали в этом недостаток.
Серии и коллекции конструкторов, игрушек и книг, представленные на рынке детской продукции действительно поражают воображение — о таком в нашем детстве можно было только мечтать! Но бывает и так, что новогодние подарки под ёлкой не приносят детям радости, потому что праздник стал заглядывать в наш дом слишком часто и перестал нести функцию сладостного ожидания и новизны. Как соблюдать баланс между тем, в чём ребёнок нуждается и тем, что ему не нужно, и как следствие, что он не ценит? Как научить его бережно относиться к вещам? Рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Для того, чтобы результат был достигнут, важно соблюдать всего два простых требования:
- Систематичность (когда ребёнок один, мама требует от него соблюдения правил, но как только она говорит по телефону или к ней пришли гости, правила «забываются»).
- Единство требований для всех членов семьи (важно, чтобы все соблюдали правила бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам).
Но не забывайте, что если речь идёт о совсем маленьких детях — малышах от года до трёх, вместе с соблюдением правил, целесообразно будет убрать важные документы и ценные вещи в недоступное место, а в сад и на детскую площадку лучше надевать одежду, которую не жалко порвать, испачкать, намочить. Ребёнок познаёт мир и чрезмерная аккуратность и деловая форма одежды сковывает его действия в этом направлении, тогда как свободное исследование окружающей действительности может привести к таким неприятностям, как изрисованный загранпаспорт и окончательно испорченные белые брюки.
Соблюдая эти простые правила, можно попробовать приучить к бережному отношению к вещам не только ребёнка, но и всю семью.
У каждой вещи — своё место
Объясните, что книги стоят в шкафу, машинки — в гараже, куклы — на полках. Игрушки можно рассортировать в симпатичные контейнеры и коробки. Это облегчит задачу убирать их на места после игр, а также поможет наглядно понимать, какие масштабы приобрёл ваш игрушечный таксопарк.
Привлекайте к посильной помощи
Например, можно привлечь ребёнка к помощи в сортировке белья по цветам. Белые носки и футболку для физкультуры — в одну корзину, цветные колготки и футболки — в другую. Не забудьте объяснить, для чего мы это делаем: «Чтобы светлые вещи не окрасились, чтобы мы могли носить и радоваться им дольше».
Помогайте ближнему
Если ребёнок вырос из одежды, а ближайшие друзья и родственники не нуждаются в детских вещах, можно предложить свою помощь детскому дому. Если вещи в хорошем состоянии, игрушки имеют исправный механизм, а книжки не потрепались, они обретут вторую жизнь с теми детками, которым необходима ваша помощь.
Приучайте к порядку
С вечера вместе с ребёнком готовьте одежду, в которой он на следующее утро пойдёт в сад. Поставьте возле кровати стул, на котором будет сложена выбранная одежда.
На спинку повесьте платье, футболку или кофточку, на сидение положите юбку, шорты или брючки, а также колготки и носки.
Проговаривайте свои действия, объясняя их: «Когда мы кладём одежду аккуратно, вешаем её на плечики, убираем в шкаф, она дольше сохраняет свой внешний вид опрятным и красивым».
Занимайтесь ремонтом вещей вместе
Можно привлечь ребёнка к замене батареек в музыкальных игрушках или починить с его помощью то, что осуществимо в домашних условиях: подклеить корешки книги, стереть ластиком следы карандаша со страниц. Вместе с ребёнком посетите отдел ремонта обуви и покажите ему, как трудится специалист.
Объясняйте, как вы работаете
«Зарабатываем деньги» — довольно абстрактная фраза для понимания ребёнка.
Чтобы ему стало ясно, почему родители не могут покупать новые игрушки ежедневно, важно объяснить, как вы трудитесь, на что уходит зарплата родителей.
«Мы можем купить аж 20 наборов твоего любимого конструктора, но тогда нечем будет платить за твою любимую секцию, не на что будет купить подарок бабушке, у которой в этом месяце день рождения, нечем будет кормить щенка».
Решайте сообща, на что идёт семейный бюджет
Для детей 5−8 лет можно для наглядности нарисовать круг и разграничить его на цветные зоны. В одной зоне будут отмечены средства, которые уходят на продукты питания.
В другой — на оплату коммунальных услуг (телефон нужен, чтобы звонить бабушке, Интернет, чтобы смотреть любимые мультфильмы на английском языке, отопление, чтобы не мёрзнуть в квартире, электроэнергия, чтобы в квартире было светло и работали приборы, которые облегчают наш труд), в третьей — развлечения (билеты в театр, зоопарк, цирк) и прочее.
Принимайте решение накануне покупки
Перед походом в магазин полезно вместе с ребёнком составлять список необходимых вещей: «Нам нужно купить балетки и гимнастический купальник для занятий хореографией».
Понаблюдайте за своим малышом
Если он любит разбирать игрушки, рассматривая их устройство, это может быть способом познания окружающего мира, развитием его исследовательских способностей. Есть такие дети, для которых очень важно разобрать всю вещь до последнего винтика и изучить механизм изнутри. Помните рассказ Николая Носова — «Телефон»?
Если же ребёнок слишком часто всё раскидывает, ломает, откровенно портит, это служит нам сигналом, что он привлекает внимание с помощью «вандализма». Разберитесь, не связано ли это с тем, что ваше внимание он может получить лишь с помощью порчи имущества?
Расширяйте кругозор
Важно рассказать о том, что ресурсы нашей планеты исчерпаемы. Для того чтобы создать деревянный конструктор, задействовано много труда разных людей. Игрушки создают из разных материалов: пластмассы, резины, бумаги, каучука, камня, ткани. Ткань создают из хлопка.
Хлопок, в свою очередь, выращивают на поле. Чтобы игрушка попала в магазин, над ней трудятся мастера пяти специальностей на фабрике игрушек: дизайнер, раскройщик, швея, оформитель и оператор вышивальной машины.
В Сети можно найти ролики с доступным восприятию ребёнка процессом производства игрушек.
Помните о личном примере
Если вы сами бережно относитесь к книгам, оборачивая их в обложку на время чтения, если моете обувь после прихода с улицы, своим личным заботливым отношением вы подаёте пример для подражания, который со временем войдёт в привычку и у малыша.
Видео:Главная ошибка родителей в воспитании детей. Ваши дети вам этого не простят!Скачать
12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка
Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка.
И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека.
Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.
AdMe.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.
1. «Все папе расскажу»
Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».
Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.
Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой.
Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться.
Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.
2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»
Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».
Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), — не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.
Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании — показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.
3. «Ты меня в могилу сведешь»
Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».
Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.
Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок — абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей — воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить.
Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее.
Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.
4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»
Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».
Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.
Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное — верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.
5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»
Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».
Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.
Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается.
А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно.
Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.
6. «Почему четверка, а не пятерка?»
Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».
Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это — быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.
Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.
7. «Не хочешь по-хорошему?»
Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».
Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь.
А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое.
В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.
Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.
8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»
Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».
Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.
Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным.
Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это.
Хочешь?»
9. «Не выдумывай»
Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».
Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.
Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».
10. «Мне за тебя стыдно»
Что слышит ребенок: «Ты плохой».
Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.
Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.
11. «Пока не поешь — никаких игр»
Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».
Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.
Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.
12. «Замолчи!»
Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».
Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.
Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом.
А вы какие фразы запретили бы говорить родителям?
Иллюстратор Igor Polushin специально для AdMe.ru
📺 Видео
Ссора ценою в жизнь: 10-летняя девочка чуть было не попала в психбольницуСкачать
ПРЕКРАТИТЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА! СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКА И ПЕРЕСТАТЬ ОРАТЬ.Скачать
7 фраз, которые нельзя говорить своему ребенкуСкачать
ЧТО РЕБЕНОК НАСЛЕДУЕТ ОТ ОТЦА | 15 вещей которые ребенок наследует от папыСкачать
"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать
НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙ ЭТО СО СВОИМ РЕБЕНКОМ | 6 вещей которые НЕЛЬЗЯ делать родителям!Скачать
Почему дети становятся неблагодарнымиСкачать
Людмила Петрановская "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"Скачать
Дети, которых били в детстве. Что ждет их в будущем?Скачать
Избегайте этих 5 вещей для лучшего РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАСкачать
ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ ПАПЫ И МАМЫ ДЕТЯМ | Какие гены передаются детям от папы, а какие от мамыСкачать
Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"Скачать
ОБЩЕНИЕ с РЕБЕНКОМ после РАЗВОДА. Три ПРАВИЛА. Психология. ОТЕЦ и СЫН. Отец и ДОЧЬ 16+Скачать
КАК НАКАЗАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ РЕМНЯ, УГЛА И КРИКА? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.Скачать
Как помочь ребенку преодолеть страх?Скачать