Предсказатели России (пророки) – праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец

Василий Блаженный – московский чудотворец

Предсказатели России (пророки) - праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец

Василий Блаженный (1469 – 1552), также известный как Василий Нагой – легендарный московский юродивый, причисленный к лику святых. Вошёл в историю как чудотворец, обличавший ложь и лицемерие и обладавший даром предвидения.

Юродство – христианский подвиг, заключающийся в намеренном старании казаться глупым, безумным.

Цель такого поведения (юродства Христа ради) – обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя гнева и оскорблений, то есть сознательное самопожертвование.

Как правило, юродивые отрекались от привычных человеку благ, не имели дома и питались подаянием, многие носили вериги – железные цепи, кольца и полосы, иногда шляпы и подошвы, носимые на голом теле для смирения плоти.

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о “благополучном разрешении”. Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий – трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти.

Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку.

Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям.

Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот.

Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается – рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел – лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения.

Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Чудеса, которые приписывают святому

Хотя образ жизни юродивого достаточно специфичен, Василий Блаженный прославился как провидец и чудотворец, помогавший людям и обличавший ложь и лицемерие. Ему приписывают большое количество чудес, как совершённых при жизни, так и случившихся после смерти.

• Проходя мимо домов праведников, Василий бросал в них камни: по его словам, вокруг них стояли бесы, которые не могли зайти внутрь, и он отгонял их.

У жилищ грешников он, наоборот, целовал углы стен и плакал под ними, объясняя своё поведение тем, что этот дом изгоняет от себя Ангелов, которые его защищают, и пока в нём не находится для них места, они стоят у его углов скорбные и унылые – Василий же со слезами упрашивал их молить Бога об обращении и прощении грешников.

• Однажды Василий раскидал на базаре калачи у одного торговца, в другой раз – опрокинул кувшин с квасом. Сначала люди не поняли, в чём дело, но позже калачник признался, что добавлял в муку известь, а квас оказался испорченным.

• Некий боярин, вероятно, за что-то благодарный юродивому, подарил ему лисью шубу.

Воры, увидев Василия с шубой, захотели её отнять, но не решились нападать и решили выманить её обманом: один из них притворился мёртвым, а другие пошли к Василию и стали выпрашивать шубу, чтобы накрыть “покойного”.

Василий распознал обман, но покрыл тело “мертвеца” своей шубой, а когда воры её сняли – оказалось, что он действительно мёртв.

• Летом 1547 года юродивый пришёл в Крестовоздвиженский монастырь, что на Острове (в районе улицы Воздвиженка) и стал сильно плакать.

Сначала Москва не поняла, почему плачет Василий, но на следующий день – 21 июня 1547 года – причина слёз открылась: утром в монастыре загорелась деревянная церковь, огонь быстро вышел за его пределы и распространился по городу.

Предсказанный Василием Блаженным пожар был разрушителен: выгорело всё Занеглименье и Китай-город.

• Однажды Иван Грозный пригласил юродивого к себе на именины, во время которых ему подносили вино.

Василий один за другим вылил за окно 3 бокала вина; царь рассердился и спросил его, зачем он это делает: вылить предложенное царём вино в окно – неслыханная наглость.

Юродивый ответил, что тем вином помог погасить большой огонь в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли новость, что в Новгороде случился страшный пожар, потушить который помог неизвестный нагой человек.

• Над Варварскими воротами Китай-города размещался образ Божьей Матери, который считался чудотворным и привлекал жаждущих исцеления паломников.

Однажды Василий бросил в образ камень и разбил его; толпа набросилась на юродивого и жестоко избила, но тот упросил их поскребсти краску.

Когда красочный слой был удалён, оказалось, что икона “адописная” – под изображением Богоматери скрывалось изображение чёрта.

• Один купец задумал построить на Покровке каменную церковь, но строительство не задалось: её своды трижды обрушивались. Он обратился за советом к Василию Блаженному, а тот отправил его в Киев, посоветовав найти там убогого Иоанна, который поможет достроить церковь.

Купец отправился в Киев и отыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Купец спросил, кого он качает, и Иоанн ответил, что качает родную матушку – платит неоплатный долг за рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил, что выгнал свою мать из дома, устыдился и понял, почему не может достроить церковь.

Вернувшись в Москву, он попросил прощения у матери и вернул её домой, после чего смог завершить начатое.

• Василий Блаженный старался помогать тем, кто нуждался, но стыдился просить милостыню. Однажды царь богато одарил юродивого; тот, приняв дары, не оставил их себе, а отдал разорившемуся купцу-иностранцу, который остался без всего и уже 3 дня ничего не ел, но не мог просить милостыню. Хотя купец не обращался к нему, Василий знал, что он нуждается в помощи более других.

• Однажды Василий увидел беса, который прикинулся нищим и сидел у Пречистенских ворот, оказывая всем, кто подавал ему милостыню, немедленную помощь в делах. Юродивый понял, что бес развращает людей, искушая их подавать милостыню в корыстных целях, а не из сочувствия к бедности и нечастью, и прогнал его.

• Городские легенды говорят, что после смерти Василия Блаженного люди не раз находили исцеление у его могилы: слепой прозревал, немой – начинал говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа с его помощью исцелились 120 человек.

В действительности, за недостаточными сведениями о биографии юродивого, совершенно непонятно, которые из известных о нём городских легенд могут быть правдивы, а которые – выдуманы много позже. В частности, случай с адописной иконой на Варварских воротах нередко подвергается сомнению уже потому, что историки в принципе не уверены в существовании адописных икон.

Так или иначе, юродивый навсегда вошёл в историю Москвы, став одной из самых ярких легендарных личностей столицы.

День памяти Василия Блаженного отмечают 15 августа.

Источник: http://mosprogulka.ru/info/vasilij_blazhennyj

Блаженный Васи́лий Московский, Христа ради юродивый

Предсказатели России (пророки) - праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец

Избра́нный сосу́д Бо́жией благода́ти, ми́ром доброде́телей преиспо́лненный, достоуго́дне Васи́лие, я́ко избавля́еми от вся́ких бе́д и напа́стей твои́м о на́с ко Го́споду те́плым предста́тельством, благода́рственное сие́ тебе́ пе́ние принося́ще зове́м:

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

И́кос 1

Ангелоподо́бно житие́ твое́ бы́сть богоблаже́нне и чистота́ вои́стину нескве́рна: ве́дый бо, я́ко любве́ ми́ра сего́ вражда́ Бо́гу е́сть, не восхоте́л еси́ дру́г ми́ру бы́ти, но преда́л еси́ всего́ себе́ Бо́гу, таково́му вели́чию по́двига твоего́ дивя́щеся вопие́м:

Ра́дуйся, ве́рный Го́спода служи́телю, лоза́ преди́вная Христо́ва виногра́да; ра́дуйся, жития́ доброде́тельнаго учи́телю, овча́ избра́нное Госпо́дня ста́да.

Ра́дуйся, ло́на Авраа́ма насе́льниче, рая́ пресла́достнаго жи́тель; ра́дуйся, Ца́рствия Небе́снаго насле́дниче, та́мо себе́ восприя́вый оби́тель.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 2

Ви́де, я́ко вся́ я́же в ми́ре: по́хоть пло́ти, по́хоть оче́с и го́рдость жите́йская, учи́л еси́, преблаже́нне, презира́ти пло́ть, прехо́дит бо: прилежа́ти же о души́ безсме́ртной, воспева́я непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2

Ра́зум неуразуме́нен, труды́ и по́двиги твоя́, достоблаже́нне Васи́лие, и́миже се́дмьдесят и два́ ле́та во гра́де се́м Москве́, пло́ть твою́ удруча́л еси́. Мы́ же, многострада́льным терпе́нием твои́м умиля́еми, зове́м:

Ра́дуйся, преуго́дный а́нгеле земны́й, земна́я в се́рдце вся́ попра́вый; ра́дуйся, преди́вный челове́че небе́сный, небе́снаго оте́чества взыска́вый.

Ра́дуйся, огнезра́чный херуви́ме, в душе́ свое́й вся́ стра́сти попали́вый; ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 3

Си́лою благода́ти от Бо́га свы́ше укрепля́емь, жела́нием к небе́сному возгоре́лся еси́, всеблаже́нне, и чистото́ю жития́ твоего́ оби́телей ве́чных дости́гл еси́, в ни́х ны́не вопие́ши Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3

Име́яй в се́рдце сло́во Госпо́дне: ка́я бо по́льза челове́ку, а́ще приобря́щет ми́р ве́сь, и отщети́т ду́шу свою́; вся́ кра́сная ми́ра сего́ во уме́ты вмени́л еси́, те́мже прославля́юще тя́, зове́м:

Ра́дуйся, в ми́ре се́м вне́ ми́ра жи́вый, и сла́ву всю́ его́ презре́вый; ра́дуйся, во пло́ти а́ки безпло́тен бы́вый, небе́сныя сла́вы восхоте́вый.

Ра́дуйся, ду́шу свою́ возлюби́вый, спасе́ния ве́чнаго иска́вый; ра́дуйся, те́ло свое́ я́ко врага́ смири́вый, пу́ть по́двига избра́вый.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 4

Бу́рю ве́лию зло́бы многомяте́жный диа́вол воздви́же на тя́, богоблаже́нне Васи́лие, ты́ же убежа́л еси́ ловле́ния льсти́ваго сего́ мироде́ржца, и увя́злся еси́ венце́м нетле́ния, воспева́я Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4

Слы́ша Христо́ву за́поведь: ищи́те пре́жде всего́ Ца́рствия Бо́жия и пра́вды его́, отря́сл еси́ вся́кое мирско́е пристра́стие. Восхваля́юще такову́ю о Бо́зе ре́вность твою́, вопие́м:

Ра́дуйся, от ю́ности до́м оте́ческий оста́вивый и сро́дники своя́ и дру́ги вся́ поки́нувый; ра́дуйся, к до́му Отца́ Небе́снаго стопы́ своя́ напра́вивый, широ́кий пу́ть сласте́й отри́нувый.

Ра́дуйся, нея́сыти пусты́нней уподо́бивыйся, кро́ва себе́ на земли́ не име́вый; ра́дуйся, оби́телей ра́йских сподо́бивыйся, приста́нище благооти́шное та́мо обреты́й.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 5

Боготе́чней звезде́, светоза́рный пу́ть спасе́ния показу́ющей, уподо́бился, блаже́нне, на́с, во тме́ грехо́вней блужда́ющих, на пу́ть пра́вый наста́ви, да спасе́ннии тобо́ю, воспое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 5

Ви́дя злохи́трство диа́вола, и́щуща жите́йскими попече́ньми одержи́мых в се́ти своя́ уловля́ти, противуста́л еси́ ко́знем вра́жиим, ни о че́м же земне́м печа́ся. Ви́дяще сицево́е твое́ благо́е произволе́ние, зове́м ти́:

Ра́дуйся, всего́ себе́ измла́да Го́споду вручи́вый и к Тому́ Еди́ному напра́вивый ве́сь тво́й слу́х; ра́дуйся, того́ еди́наго все́м се́рдцем возлюби́вый, и того́ еди́наго смире́нный ра́б и ве́рный дру́г.

Ра́дуйся, стезе́ю по́двига все́ житие́ свое́ проше́дший, и доброде́телию свое́ю со́нмы а́нгелов удиви́вый; ра́дуйся, небе́сный би́сер многоце́нный на земли́ обре́тший, чистото́ю твое́ю ли́к пра́ведных возвесели́вый.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 6

Пропове́дуя па́че вся́каго сло́ва житие́м твои́м не люби́ти ми́ра, ни я́же в ми́ре, доброде́телей ку́плю мно́гу стяжа́л еси́ и Влады́це Христу́ я́ко всепло́дие же́ртвенное прине́сл еси́, вопия́ Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 6

Возсия́, я́ко свети́ло лучеза́рное, по́двиги твоя́, всеблаже́нне, ре́вностию духо́вною разгоре́вся, ко мно́жайшему труду́ просте́рл еси́ себе́: Ада́му первозда́нному подо́бяся, на́г на земли́ ходи́л еси́, пло́ть свою́ удруча́я. Такову́ю кре́пость души́ твоея́ восхваля́юще, зове́м:

Ра́дуйся, одея́ний тле́нных совле́кшийся, те́ло свое́ наготе́ преда́вый; ра́дуйся, безстра́стием святы́м обле́кшийся, доброде́тели ри́зу све́тлую избра́вый.

Ра́дуйся, мра́за лю́таго не убоя́выйся, теплоты́ ра́йския иска́вый; ра́дуйся, зно́я со́лнечнаго не уклони́выйся, прохлажде́ния небе́снаго жела́вый.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 7

Хотя́й му́дрости небе́сныя сподо́битися, после́довал еси́ гла́су Па́вла апо́стола: а́ще кто́ мни́тся му́др бы́ти в ве́це се́м, юро́д да быва́ет, да прему́др бу́дет, и Христа́ ра́ди юро́д бы́л, я́ко безу́мна явля́я себя́ ми́ру, умудри́вшему же тя́ Го́споду воспева́я: Аллилу́иа.

И́кос 7

Ди́вно и пречу́дно юро́дство твое́ бы́сть, преблаже́нне, вся́кое нече́стие и беззако́ние небоя́зненно облича́л еси́, мно́гия досажде́ния и ра́ны за то́ претерпева́я. Таково́й вели́кий по́двиг тво́й ублажа́я, зове́м ти́:

Ра́дуйся, у́м земно́й отри́нувый, небе́сный ра́зум восприя́вый; ра́дуйся, земну́ю му́дрость всю́ поки́нувый, юро́дства по́двиги себе́ избра́вый.

Ра́дуйся, диа́вола свои́м юро́дством прехитри́вый и льсти́вых сете́й его́ избежа́вый; ра́дуйся, безу́мна ми́ру себе́ яви́вый, му́дрых ве́ка сего́ все́х попра́вый.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 8

Стра́нник и прише́лец бы́л еси́, преблаже́нне Васи́лие, небе́снаго гра́да Иерусали́ма взыску́я, его́же дости́гл еси́, и ны́не воспева́еши та́мо Бо́гу немо́лчно: Аллилу́иа.

И́кос 8

Ве́сь к Бо́гу впери́в тво́й у́м, и возлюби́ небе́сная, земно́е все́ отря́сл еси́, те́мже на́с ны́не земли́ приве́рженных к небе́сному обрати́, да изба́вльшеся от земна́го пристра́стия и суеты́ мирски́я, благода́рственно возопии́м ти́:

Ра́дуйся, те́лом на земли́ пребыва́вый, но земна́я вся́ презре́вый; ра́дуйся, ду́хом же на не́бе обита́вый.

Ра́дуйся, ди́вный Бо́жий уго́дниче, житие́м свои́м, я́ко со́лнце, сия́ющий; ра́дуйся, многотерпели́вый Христо́в подви́жниче, и на́с к по́двигом призыва́ющий.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 9

Вся́ чи́нове а́нгельстии с небе́с на зе́млю мы́сленными прини́кше очи́ма и ви́дяще твоя́ по́двиги, во умиле́нии воспева́ху Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9

Вети́йствовати хотя́щий язы́к на́ш безгла́сием связу́ется, я́ко не могу́щий по достоя́нию восхвали́ти доброде́тели твоя́. Не пре́зри на́с, зову́щих ти́:

Ра́дуйся, росо́ю благода́ти ду́шу свою́ напои́вый и се́мена благи́е измла́да в не́й насади́вый; ра́дуйся, плоды́ спаси́тельныя в се́рдце свое́м возрасти́вый по́двигами свои́ми, я́ко ка́мением многоце́нным, себе́ украси́вый.

Ра́дуйся, кри́не ра́йский, доброде́телями благоуха́ющий и се́рдце на́ше услажда́ющий; ра́дуйся, свети́льник пресве́тлый во тьме́ грехо́вней сия́ющий, на́с же све́том благоразу́мия просвеща́ющий.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́й от бу́ри в мо́ре потопля́емых и к тебе́ о спасе́нии свое́м возопи́вших, яви́лся еси́ и́м на мо́ри, во гра́де Москве́ неотсту́пно пребыва́я, и от потопле́ния изба́вил еси́, да восхваля́ют Бо́га, чуде́сне тобо́ю и́х спа́сшаго, и возопию́т ему́: Аллилу́иа.

И́кос 10

Го́спода Бо́га непреста́нно умо́м зря́, не да́л еси́ очи́ма свои́ма сна́, ни ве́ждома – дрема́ния, в моли́тве церко́вней но́щи пребыва́я. Лю́дие же ви́дяще таково́е твое́ к Бо́гу усе́рдие, взыва́ху ти́:

Ра́дуйся, высото́ю смире́ния твоего́ умы́ на́ша удивля́ющий, глубино́ю смире́ния сердца́ на́ша умиля́ющий; ра́дуйся, ду́шу свою́ хра́мину ду́ха свята́го сотвори́вый и страсте́м вхо́д в ню́ загради́вый.

Ра́дуйся, креста́ Госпо́дня носи́тель терпели́вый, все́м се́рдцем его́ взыска́вый; ра́дуйся, и́го Госпо́дне я́ко благо́е возлюби́вый, бре́мя ле́гкое его́ ра́достно подъя́вый.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 11

Пе́ние всеумиле́нное тебе́, всеблаже́нне, принося́ще, вопие́м: я́коже дре́вле чудоде́йствуя, разсла́бленных исцеля́л еси́, слепы́м прозре́ние дарова́л еси́, та́ко и ны́не ду́ши на́ша, греха́ми разсла́бленныя и похотьми́ ослепле́нныя, исцели́, да вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 11

Светопода́тельна свети́льника вели́каго зри́м тебе́, преблаже́нне Васи́лие, наставля́юща на пу́ть пра́вый блужда́ющих во тьме́ и се́ни сме́ртней. Того́ ра́ди вопие́м ти́:

Ра́дуйся, лучу́ пра́вды Христо́вой посо́бствующий, мглу́ помысло́в су́етных разгоня́ющий; ра́дуйся, заре́ и́стины Ева́нгельския, тьму́ страсте́й освеща́ющая и объя́тых е́ю от ги́бели ве́чныя спаса́ющая.

Ра́дуйся, у́гль боже́ственный, по́хоти на́ша опаля́ющий, лука́выя ко́зни бесо́вския потребля́ющий; ра́дуйся, пла́мень небе́сный, хла́дныя сердца́ на́ша возгрева́ющий, умы́ же све́том Боже́ственным озаря́ющий.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 12

Благода́тию Бо́жиею просвеща́емый, богоблаже́нне Васи́лие, просвети́ на́ш у́м и очи́сти на́ше се́рдце, да сподо́бимся и мы́ воспева́ти с тобо́ю ку́пно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 12

Пою́щих твоя́ по́двиги, восхваля́ющих твоя́ злострада́ния, прославля́ющих твое́ юро́дство, дивя́щихся твои́м доброде́телем не оста́ви свои́м хода́тайством пред Го́сподом, да воспое́м ти́:

Ра́дуйся, непреста́нный о на́с Бо́гу моли́твенниче, ми́лость Бо́жию на на́с призыва́ющий; ра́дуйся, кре́пкий на́ш защи́тниче, от бе́д и скорбе́й на́с охраня́ющий.

Ра́дуйся, напа́ствуемых ско́рый изба́вителю, на пу́ть спасе́ния наставля́ющий; ра́дуйся, гра́ду на́шему Москве́ всегда́шний покрови́телю, по́мощь свою́ все́м чту́щим тя́ при́сно явля́ющий.

Ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие, юро́де богому́дре, моско́вский чудотво́рче.

Конда́к 13

О, преблаже́нне и достоуго́дне Васи́лие, ма́лое сие́ похвале́ние от на́с я́ко пло́д благодаре́ния приими́, я́ко гла́с проше́ния услы́ши, да изба́вимся твои́ми о на́с Бо́гу моли́твами от обыше́дших зо́л и напа́стей, и возопие́м Бо́гу, Спаси́телю на́шему: Аллилу́иа.

Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м И́кос 1-й и Конда́к 1-й.

Моли́тва 1-я

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, и́стинный дру́же и ве́рный ра́бе всетворца́ Го́спода Бо́га, преблаже́нне Васи́лие! Услы́ши ны́ многогре́шныя, ны́не вопию́щыя к тебе́ и призыва́ющыя и́мя твое́ свято́е: поми́луй ны́ припа́дающыя дне́сь к ра́це моще́й твои́х: приими́ ма́лое на́ше и недосто́йное сие́ моле́ние, умилосе́рдися над убо́жеством на́шим, и моли́твами твои́ми исцели́ вся́к неду́г и боле́знь ду́ши и те́ла на́шего гре́шнаго, и сподо́би ны́ тече́ние жи́зни сея́ невреди́мо от ви́димых и неви́димых вра́г безгре́шно прейти́, и христиа́нскую кончи́ну непосты́дну, ми́рну, безмяте́жну, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие получи́ти со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва 2-я (от слепоты́, боле́зни но́г, ко́жных боле́зней)

О, блаже́нная душе́, о прему́дрости испо́лненный ра́зуме: возсия́ бо на́м светонезаходи́мое со́лнце весе́лия, просвеща́я Росси́йское Ца́рство: от бесо́в уя́звленных исцели́тель, па́че же и сами́х бесо́в прогони́тель, слепы́м прозре́ние, хромы́м хожде́ние, сля́ченным исправле́ние, боля́щим все́м исцеле́ние и здра́вие: от бе́д и скорбе́й избавле́ние, печа́льным утеше́ние.

Моли́тва 3-я

О, уго́дниче Христо́в, преблаже́нне Васи́лие! Услы́ши ны́, многогре́шныя, ны́не вопию́щия к тебе́: поми́луй ны́, ра́б Бо́жиих (имена́), и умилосе́рдися над убо́жеством на́шим.

И моли́твами твои́ми исцели́ вся́к неду́г и боле́знь ду́ши и те́ла на́шего гре́шнаго, и сподо́би ны́ тече́ние жи́зни сея́ невреди́мо, от ви́димых и неви́димых вра́г, и безгре́шно прейти́, и христиа́нскую кончи́ну непосты́дну, ми́рну, безмяте́жну, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие получи́ти, со все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-moskovskij

Блаженный Василий Московский. Жизнеописание и чудеса

Предсказатели России (пророки) - праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды.

Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нёс его гроб к месту захоронения.

Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого.

Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного.

Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого ещё при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г.

, Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар.

Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрёт. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер.

Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет.

Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю.

В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал.

Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи.

Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумлённой толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным.

Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе.

Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалёванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз.

Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мёртвым.

Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мёртв.

Святой Василий отдаёт свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку.

«Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь.

Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увёл с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль.

На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьёй бежал из Кремля на Воробьёвы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел.

За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным.

Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде.

Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлёвском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьёвых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил себе там дворец.

Отошёл к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые  начинали говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного.

В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Фёдора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь и кондак Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Читать онлайн

Василий Блаженный. Иконы 

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв.Святой Василий Блаженный. ИконаСвятой Василий Блаженный. ИконаСв. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год«Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год«Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год«Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Виталий Зайцев

Источник: https://ruvera.ru/vasilij_moskovskij

Житие Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

Предсказатели России (пророки) - праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец

Люди, сознательно выдающиеся себя за безумных ради духовного совершенствования и проповедования добра и смирения, жили и в Европе, и в России. Их называли юродивыми или блаженными. Одним из них был Василий Ногой, живший в Москве в конце XV — начале XVI века.

Житие блаженного

Блаженный Василий прожил длинную жизнь, бо́льшую часть которой он пытался направить людей на путь истинной веры и благочестивой жизни.

Блаженный Василий Московский

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года на ступенях церкви Богоявления в подмосковном селе Елохово молилась простая крестьянка по имени Анна. Она молила Богородицу об удачном разрешении от бремени и здоровье для ребёнка. Молитва была услышана — женщина родила сына. Произошло это событие здесь же, на ступенях храма.

Жития других православных святых:

Мальчик, названный Василием, рос добрым и отзывчивым ребёнком. Его семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Подросшего мальчика родители отдали в подмастерья сапожнику. Трудолюбивый и послушный юноша мог бы добиться больших успехов в сапожном деле, если бы не чудесный случай.

В сапожную мастерскую пришёл богатый купец и попросил сделать для него пару крепких сапог. Юноша Василий, услышав просьбу купца, сильно расстроился и прослезился.

Сапожнику, озадаченному поведением помощника, подмастерье ответил, что заказанную обувь богач не успеет одеть, так как через несколько дней умрёт.

Когда предсказание юноши сбылось, мастер понял, что непростой юноша ему в мастерской помогает.

После этого случая Василий решил вступить на путь юродства и отправился в Москву. Зимой и летом блаженный Василий оставался нагим, одевания на тело лишь вериги. Над странным парнем насмехались и потешались все горожане, но вскоре в нём признали Божьего человека, притворяющегося умалишенным ради несения добра и проповедования заповедей Господних.

Прижизненные чудеса

Для простых горожан деяния Блаженного Василия были непонятны. Их смысл раскрывается лишь после беседы с юродивым или спустя некоторое время. До нашего времени дошли сведения о многих деяниях этого святого человека:

  1. Однажды Василий опрокинул лоток с калачами у одного пекаря. Нечестному торговцу пришлось сознаться в обмане, так как добавлял в муку известь и мел.
  2. Над Варваринскими воротами Московского Кремля располагался образ Божьей Матери, который люди считали чудотворным. При скоплении большого количества народа юродивый разбил икону. За этот поступок разгневанная толпа избила Василия. После этого он сказал людям, чтобы они удалили верхний слой краски. Выполнив это, толпа увидела, что под святым ликом изображена «дьявольская харя» — легендарная икона, под верхним слоем которой нечестивцы поместили изображение дьявола.

    Исцеление слепой женщины

  3. Блаженный человек видел ангелов и бесов, стоящих у людских жилищ. У наблюдающих со стороны людей его действия вызывали недоумение. Василий кидал в дома праведников камни, отпугивая круживших вокруг бесов. А стены жилищ грешников он целовал, утешая ангелов, не имеющих возможности войти в место, где свершился грех.
  4. Чудо с лисьей шубой. Богатый горожанин подарил святому красивую тёплую шубу. Увидев её на блаженном, воры решили хитростью украсть её. Один из обманщиков притворился мёртвым, а двое его подельников выманивали у Василия деньги. Распознав обман, святой муж накрыл притворяющегося разбойника шубой, обещая скорую расплату за чёрные мысли. Юродивый ушёл, а воры откинули шубу и обнаружили, что их сообщник скончался.

Пророчества и прозрения

Господь даровал блаженному Василию дар прозрения и предвидения. Множество бед предвидел святой, от многих из которых он смог защитить.

В 1521 году святой Василий молился на ступенях Успенского собора о спасении земель русских от нашествия татарских войск. В ходе молитвы было ему видение пламени, вырывающегося из окон собора. Он начал молиться с ещё большим усердием, и страшная картина исчезла. Вскоре татары были остановлены и изгнаны с Руси.

За день до начала большого пожара, уничтожившего бо́льшую часть столицы, блаженный лил горькие слезы на пороге церкви Воздвиженского монастыря, с которой и началось страшное бедствие.

Другие статьи о православии:

Другой пожар, происходящий в Новгороде, блаженный муж помог потушить. В тот день в Москве Василий был приглашён на пир к царю, который уважал и любил святого юродивого. Во время застолья правитель заметил, что блаженный трижды вылил вино в окно.

Объясняя свой поступок, он сказал, что тушит Новгород. Вскоре в столицу прибыли новгородцы, рассказывающие о пожаре, которому не дал разгореться полностью обнажённый человек.

Увидев Блаженного Василия, они указали на него, как на спасителя древнего города.

Икона Василия Блаженного

Царь Иван Грозный и уважал, и боялся святого. Однажды Василий попенял ему, что присутствуя в соборе телом, душой правитель был на Воробьёвых горах, где строились новые царские палаты.

Зная о даре прозрения святого Василия, к нему приходили многие люди за помощью и советом.

Купец, строивший церковь, пришёл к блаженному за советом. Он не мог закончить строительство, так как купол здания трижды разрушался по непонятной причине. Василий посоветовал ему поехать в Киев и найти там бедняка по имени Иван.

Сделав это, купец увидел, что бедняк качает пустую люльку в знак уважения к своей матери. Богатый московский горожанин понял, что не сможет достроить церковь, пока не попросит прощения у своей родительницы, которую он выгнал из дому.

Мать простила купца, и храм был вскоре достроен.

Завершение земного пути

Несмотря на аскетический полный лишений образ жизни, святой блаженный Василий прожил до 88 лет. В последние земные дни его навещал царь Иван, которому старец поведал, что его сыну Фёдору суждено править государством.

Умер московский юродивый 2 (15) августа 1557 года. Гроб с телом его к месту захоронения несли царь и знатные бояре, а обряд отпевания проводил митрополит Макарий. Похоронили святого мужа на погосте у Троицкой церкви. На этом месте вскоре возвели собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили придел в честь Василия Блаженного, расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия — 2 (15) августа — установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей.

Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного — пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства.

Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-blazhennogo-vasiliya-moskovskogo-hrista-radi-yurodivogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.